Самбо
→ Боевые Искусства
Самбо, (САМозащита Без Оружия), это советское боевое искусство, возникшее в результате соединения техники японского Джиу-джитсу и Дзюдо с техникой западного происхождения: вольноамериканской борьбой (кэтч), Греко-римской борьбой, Английским и Французским боксом.
Спиридонов В.А. — первый создатель самбо
Первым среди создателей самбо надо назвать В.А.Спиридонова (1883-1943). Он в 1922-33 гг. разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского Джиу-джитсу, Английского и Французского бокса, а также «бытовой драки». Всю технику боя он сгруппировал по 7-ми разделам: дожимы (в стойке), рычаги (в стойке), выверты (в стойке), выводы из равновесия, нажатия и сжатия (в стойке), удары (боксерские и из дзю-дзюцу), комбинированные приемы. На основе этой техники он предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Свою систему автор называл сначала «Сам», потом «Самоз» и, наконец, «самозащита без оружия — Самбо».
Ощепков В.С. — второй создатель самбо
Второй создатель Самбо, это В.С.Ощепков (1892-1937). В 1911-14 гг. он прошел курс обучения Дзюдо в Кодокане, у Дзигаро Кано и получил из рук патриарха степень 2-й дан. В 1922-25 гг. Ощепков находился в Китае (в Манчжурии), где познакомился с некоторыми стилями Ушу. А с лета 1929 года по сентябрь 1937 (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста как «враг народа»), Ощепков жил в Москве, часто выезжая в Ленинград. В этих городах он внедрял Дзюдо среди командного состава армии, а также среди студентов центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с Дзюдо как можно больший круг лиц.
В основном, он проводил двухмесячные семинары. Их программа включала три раздела:
1. Броски, рычаги, удушения, удары руками и ногами (т.е. базовую технику);
2. Приемы защиты от нападения вооруженного противника (с ножом, штыком, саблей, палкой);
3. Приемы рукопашной схватки двух безоружных противников.
Приемы второго и третьего разделов строились на основе базовой техники. То, чему обучал Ощепков, он называл «борьбой вольного стиля», или «борьбой в одежде — Дзиу-до». Однако в отличие от классического Дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику Дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более «спортивной», более доступной для массового распространения.
Превращение Самбо в спортивное единоборство
В 1940 году В.П.Волков, прошедший обучение как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые соединил элементы обеих систем в рамках единого курса обучения, изложенного им в учебнике для школ НКВД. Отталкиваясь от этого фундаментального пособия, А.А.Харлампиев (1906- 1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге «Борьба самбо» (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы защиты от вооруженного противника. Так произошло разделение самбо на чисто спортивный вариант «борьбы в одежде» (который впоследствии стал международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев изложил в книге «Борьба самбо — специальные приемы», изданной в 1952 году военным издательством под грифом «для служебного пользования»). Конечно, деятельность Харлампиева лишь отражала установки руководителей «компетентных органов», чьи приказы он исполнял, но, тем не менее, она достаточно четко совпадает по датам с характером происходивших изменений. Так что называть его «отцом самбо» — слишком большая, а главное незаслуженная честь.
Перестав быть боевым искусством, открытым для всех желающих, самбо харлампиевского образца очень быстро превратилось в обыкновенное спортивное единоборство, со всеми его условностями и ограничениями. Боевой вариант столь же быстро распрощался с названием Самбо и стал «рукопашным боем», эклектичной системой, впитывавшей в себя самые разнообразные влияния и веяния. Крупными специалистами советского рукопашного боя послевоенного периода считались А.Долматов, Н.Н.Симкин, Л.П.Онул и ряд других «засекреченных товарищей».
Опубликовано: 13.08.2009
Один комментарий на «“Самбо”»
Добавить комментарий
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Говорят, самбо единственное боевое искусство в котором изучают оборону против животных.