Боевые искусства Японии, слова и выражения
→ Боевые Искусства
Значение слов и выражений.
ГЛОССАРИЙ
Разные
Авасэ — смешивание, слияние, согласование.
Ай — гармония, объединение, унификация.
Айки — сочетание универсальной духовной силы.
Айкидо — путь духовной гармонии. С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.
Айкидока — обобщенное понятие для обозначения спортсменов и спортсменок, занимающихся Айкидо.
Айкикай — Айки-ассоциация. Термин, который используется для обозначения организации, созданной О-сэнсэем для распространения Айкидо.
Боккэн — деревянный меч.
Будо — путь бу, путь воина, дисциплины, обучающие боевому искусству и направляющие умственное и духовное развитие.
До — Путь. В Японии — любое искусство, которое практикуется для развития духовного и технического мастерства. Рассматривают как «До» — путь к гармонии тела и духа. Например: Айкидо; Кэндо; Сёдо (искусство каллиграфии).
Досю (Дошу; Досу) — «Мастер Пути». Следуя традиционным Японским обычаям, положение Досю передаётся по наследству. Настоящий Досю — Уэсиба Моритэру, внук Основателя Айкидо.
Кайтэн — колесо, круг, вращение, оборот.
Кимэ — сосредоточение, концентрация. Сгибание сустава в направлении естественного движения. Также означает физическую и духовную концентрацию для решающих действий.
Кобудо — традиционные воинские искусства.
Кокоро — дух, душа, сердце, воля.
Ма — пространство, промежуток, расстояние, дистанция.
Маваси — кручение, вращение
Мисоги — очищение.
Мичи — путь, дорога, тропа.
Рё — два, оба.
Рёку — мощность, сила, мощь.
Сёмэн — «лицевая сторона письма». Название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза — алтарной части додзё.
Син — дух, душа, сердце.
Атэми — удары
Атэми — удар. Применяется для нейтрализации Ки противника, т.е. для выведения его из равновесия
Агэ-цуки — восходящий удар кулаком, апперкот. Применяется в атэми-дзюцу. Папример, при удэ-кими-наге
Гэдан-цуки — прямой удар кулаком в нижний уровень
Гяку-цуки — прямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки
Дзёдан-цуки — прямой удар кулаком в верхний уровень
Ёко-гэри — боковой удар ногой
Ёкомэн-учи — боковой рубящий удар.
Какари — начало атаки.
Какэру — атаковать, используя тщательную подготовку к атаке
Кататэ-дори-мэн-ути(кататэ-ути) — Захват руки с одновременным ударом другой рукой
Маваси-гэри — круговой удар ногой
Маваси-цуки — круговой удар кулаком
Мунэ-цуки — удар или толчок в грудь
Мэ-цубуси — «давление на глаза», «ослепление глаз». Один из видов атэми. Иногда называется — кошачий удар
Мэн-учи — рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом
Ниппон-кэн — кулак с выдвинутым средним суставом среднего пальца. Применяется в атэми-дзюцу
Ой-цуки — одноимённый прямой удар кулаком
Сёмэн-учи — фронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперёд
Тюдан-цуки — прямой удар кулаком в средний уровень
Уракэн-ути — обратный рубящий удар кулаком. Применяется в атэми-дзюцу и когэси-вадза
Ура-маваси-гэри — обратный круговой удар ногой
Усиро-гэри — удар ногой назад
Ути — рубящий удар
Хаппо-гири — «рубить на восемь сторон». Базовые упражнения айки-кэн-по
Хидзи-атэ — одно из названий атэми локтём
# Цуки — тычок, удар кулаком, мечом или дзё. дзёдан — удар в верхний уровень (в область подбородка)
# чудан — удар в средний уровень (в область живота)
# гэдан — удар в нижний уровень (в область паха)
Ундо — упражнения для отработки определённых качеств
Гокаку-гэйко — «равная тренировка». Тренировка между партнёрами равной силы и умения
Го-но-сэн — захват инициативы в конце действия. Более точно — во время удара
Дзюбин-тайсо — упражнения на выносливость и силу
Дзюмби-доса — подготовительные упражнения
Дзюнан-хо — упражнения на эластичность, гибкость суставов
Додзё-гэйко — тренировка в додзё
Доса (ундо) — упражнение
Иккё-доса — одно из базовых упражнений Айкидо, которое изучается одним из первых — дыхательные упражнения стоя
Какари-гэйко — тренировка, в которой один или несколько партнёров постоянно, бесперерывно атакуют другого партнёра
Какэ-гоэ — «крики-сопровождения». Крики, задающие ритм в упражнении или работе. Например в упражнении Фунэ-коги-ундо: эй-хо, эй-са, хэй-эй, хо-эй
Кан-гэйко — зимние тренировки, семинары
Ката — «фиксированная форма, формальное задание». Определённая последовательность в выполнении формы упражнений. Используется в воинских искусствах как метод изучения
Кихон-ги — базовые, фундаментальные знания
Кокю-доса — упражнение на распространение потока энергии
Кокю-тандэн-хо — упражнение в мусуби — ритм вашей жизненной энергии сливается с ритмом энергии вашего партнера
Кокю-хо — специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю
Кокю-хо-тэнкан(тай-но-хэнка) — исполнение дыхательных упражнений с движениями тэнкан
Кудзуси — выведение противника из равновесия
Кэйко — тренировка, занятие, изучение
Мокусо — «молчание мыслей». Медитация, размышление типа «думать ни о чём»..
Му-син — «отсутствие духа». «Незамутнённость сознания в Дзен-буддизме». В Айкидо применяется в самом начале тренировки для концентрации и подготовке себя к началу занятий
Мусуби — гармоническое единство, единство с Вселенной. Вид медитации, применяется в Айкидо в начале и конце тренировки
Мэ-цуки — поединок взглядов
Омотэ — техника исполнения приёмов на вхождение
Сабаки — Термин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения
Сётю-гэйко — летние тренировки
Сикаку — мёртвый угол. Оптимальный угол входа, а также выведение из равновесия
Сихо-гири — рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо
Сотай-доса — парные упражнения
Субури — основные одиночные упражнения с мечом или дзё
Сэн-но-сэн — перехват инициативы противника в то время, когда атака только начинается
Тай-ику — общее физическое воспитание
Тайсо — разминка, гимнастика, зарядка
Тандоку-доса — одиночные упражнения
Татэ-кокю-ундо(иккё-доса) — дыхательные упражнения стоя
Тэкуби-синдо«встряхивание рук». Упражнение для расслабления суставов рук после их разминки, а также для распространения вибраций или колебаний «чистой энергии». Укрепляет капилляры
Удэ-фури-ундо — «размахивание руками». Одно из базовых разминочных упражнений в Айкидо, в котором руки с помощью вращения бёдер делают отмашку налево и направо, описывая воображаемый круг на уровне бёдер, центром которого является сэйка-но-иттэн. Упражнение расслабляющее руки и высвобождающее энергию, которая излучается через кончики пальцев
Фунэ-коги-ундо(амэ-но-тори-фунэ) — «гребля на лодке». Выполняется в трёх разных ритмах с какэ-гоэ (криками сопровождения)
Фури-ундо — «вибрация духа; встряска жизненной силы». Один из способов медитации, а также сосредоточения духа. «Призовите на помощь всех тех, в кого верите. Пусть это будет имя вашего бога или матери, это не имеет значения, но вы добьётесь успеха с помощью этого»
Хай-син-ундо — «вытягивание, растягивание спины». Упражнение для расслабления партнёра на спине, способствующее распрямлению позвоночника и очищению лёгких
Хикитатэ-гэйко — «тренировка поддержки». Когда старшие ученики тренируются с младшими учениками
Хо — способ, метод, направление.
Ягай-гэйко — тренировка на открытом воздухе
Техника — названия приёмов и удержаний
Айки-отоcи — техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия «выдёргиванием» ног в сторону потери равновесия.
Гокё-осаэ — пятый приём удержания противника.
Гяку-котэ-гаэси (гяку-готэ) — обратный котэ-гаэси.
Дзё-дори — отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.
Дзюдзи-гарами — «сплетение рук в виде креста». Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.
Дзюдзи-нагэ — бросковый вариант дзюдзи-гарами.
Дзюдзи-укэ — блок скрещенными руками.
Ёнкё-осаэ (Тэкуби-осаэ) — 4-й контроль удержания. Рычаг со сдавливанием и вращением руки.
Иккё-нагэ — бросковый вариант 1-го контроля (удэ-осаэ).
Иккё-осаэ (удэ-осаэ) — 1-й контроль. Рычаг с выпрямлением руки.
Ирими-нагэ — бросок прямым вхождением.
Ирими-тэнкан-нагэ — бросок вхождением с использованием движения ирими-тэнкан.
Кайтэн-нагэ — бросок вращением.
Кокю-нагэ— бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.
Кокю-хо — специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю.
Коси-нагэ — бросок через бедро.
Котэ-гаэси — бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.
Котэ-маваси (никё) — вращение запястья. Одно из названий 2-го контроля.
Котэ-хинэри (санкё) — скручивание запястья. Одно из названий 3-го контроля.
Нагэ (тори) — бросок. Также тот, кто исполняет технику на укэ.
Никё-осаэ — 2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.
Нинин-гакэ — защита от двух нападающих.
Рокё — (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ) — удержание фиксированным воздействием на локоть.
Санкё-осаэ(котэ-хинэри) — 3-й контроль удержания. Скручивание запястья.
Санкё-нагэ — бросковый вариант санкё.
Санкё-ути-кайтэн — исполнение техники санкё (скручивания запястья) через вход ути-кайтэн.
Сихо-нагэ — бросок на четыре стороны — одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.
Сихо-гири — рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо.
Сокумэн ирими-нагэ — Бросок наружным спиралевидным движением рук, использующий как основу саю-ундо и кокю-хо-ирими.
Сото-кайтэн-нагэ — бросок наружным вращением.
Суми-отоси — бросок партнёра с использованием сикаку (мёртвого угла).
Тай-но-сэн — «контр инициатива». Перехват инициативы в течении развёртывания действия. Используется в ма-ай.
Танто-дори — приёмы обезоруживания противника вооружённого танто.
Тати-дори — раздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом.
Тобу-нагэ — бросок за голову.
Тэкуби-осаэ (ёнкё) — 4-й вид удержания, использующий контроль болевых точек запястья. Одно из названий Ёнкё.
Тэмбин-нагэ — «бросок — весы». Использование стойки «весы» (низкая устойчивая позиция человека, взвешивающего в руках что-либо) для проведения бросков в любом направлении, внешне похожих на удэ-кими-нагэ.
Тэнти-нагэ — бросок небо-земля.
Удэ-гарами — «оплетение рук». Один из видов контролирующих приёмов, исполняемых в ура-вадза.
Удэ-кими-нагэ — бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).
Удэ-нобаси — «растягивание руки». Одно из названий гокё, которое используется против атак ножом.
Удэ-осаэ — контроль; удержание руки. Одно из названий иккё.
Ура-кайтэн-нагэ — обратный кайтэн-нагэ с движением тэнкан.
Ути-кайтэн-нагэ — бросок вращением со входом внутрь под руку.
Хидзи-кимэ-осаэ(рокё; хидзи-дзимэ) — удержание фиксированным воздействием на локоть.
Хики-отоси — «тянуть вниз для падения». Одно из названий варианта суми-отоси, но с давлением на руку в локтевом суставе.
Зал и его основные части
Гёкудза — «царское» место в додзё
Дзё-сэки — левая сторона от камидза. Стена, у которой сидят ученики более высокого уровня или ассистенты инструктора.
Додзё — «место встречи с истиной; место где постигается Путь». Название, применяемое к буддийским храмам и любому тренировочному залу, где практикуют Путь. Зал для занятий.
Кай — организация, федерация, общество, ассоциация и т.п.
Камидза — «верхнее место; почётное место». Место в додзё, которое посещают ками.
Кан — клуб, стиль.
Кобукан — «Зал божественных воинов» — название первого додзё О-Сэнсэя в Токио.
Симодза — нижнее место. Сторона додзё, расположенная напротив камидза.
Симосэки — правая сторона от камидза. У неё сидят ученики низших рангов.
Синдэн — алтарь.
Хомбу-додзё — обычно подразумевает штаб-квартиру Международной федерации Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г. Токио.
Вадза — специализированные разделы
Авасэ-вадза — комбинированная техника.
Атэми-вадза — раздел Айкидо изучающий технику удара.
Буки-вадза — техника приёмов против вооружённого противника.
Вадза — дело, работа, техника, приём, способ
Дзю-вадза — техника свободной работы с партнёром. Подразумевается защита от определённого вида атаки.
Дзю-гэйко — тренировка свободной техники с партнёром.
Катамэ-вадза(осаэ-вадза) — техника болевых удержаний в партере. В Дзюдо означает технику захватов.
Каэси-вадза — техника противодействия, контрприёмов.
Кихон-вадза — базовая техника, основы.
Коси-вадза — раздел бросков через бедро.
Кудзуси-вадза — раздел посвящённый технике выведения противника из равновесия.
Нагэ-ваза — техника бросков.
Нинин-гакэ — защита от двух нападающих.
Оё-вадза — прикладная техника. Один из разделов Айкидо.
Оё-ги — прикладные, практические знания.
Осаэ-вадза — техника болевых удержаний.
Рандори — вольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров. Один из разделов Будо.
Рэндзоку-вадза — раздел в Айкидо, в котором последовательно применяют техники без потери контакта с партнёром.
Саннин-гаку — техника защиты от трёх нападающих.
Сутэми-вадза — техника выполнения приёма с падением нагэ.
Сувари-вадза — техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.
Тай-дзюцу — «искусство тела». Раздел в Айкидо изучающий приёмы без оружия, т.е. искусство владения телом.
Таниндзу-гакэ — «многочисленные атаки». Раздел в Айкидо, изучающий приёмы против нескольких нападающих. Даже практикуя технику с одним партнёром, Вы должны представлять как будто Вас окружают со всех сторон. Одно из главных отличий Айкидо.
Танто-вадза — раздел в Айкидо, изучающий технику применения ножа и его обезоруживания.
Таниндзу-дори — раздел в Айкидо, изучающий приёмы освобождения от захватов двух и более противников.
Тати-вадза — техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.
Тати-дори — раздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом.
Усиро-вадза — раздел Айкидо, изучающий приёмы от атак сзади.
Футари-дори — раздел в Айкидо, изучающий способы освобождения от захватов двух противников с последующим применением приёмов.
Ханми-хандати-вадза — техника исполнения приёмов, когда атакующий стоит, а обороняющийся сидит на коленях.
Хэнка-вадза — «техника вариаций» базовых техник Айкидо.
Передвижения
Аси-сабаки — Работа ног. Является необходимым компонентом Айкидо, помогающей разработать прочный баланс и облегчить перемещения
Аюми-аси — Полный шаг.
Госи-но-кайтэн — вращение бёдрами
Ёко-укэми — падение, страховка на бок
Ирими (ирими-хо) — прямой вход (как правило в атаку)
Ирими-тэнкан — «вход + поворот». Одно из базовых движений тела в Айкидо
Котай (кури-кай) — поменяться местами, инициативой.
Ма-ай — расстояние (гармоничная дистанция) между обороняющимся и атакующим, необходимая для корректного выполнения приемов Айкидо. Ма-ай изменяется в зависимости от используемого оружия.
Ма укэми — «свободное падение». Передний кувырок без рук(наподобие маэ укэми), а также некоторые высокие падения
Маэ-укэми — кувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки
Окури-аси -. «подсекающий шаг»; (движение начинается сзади стоящей ноги)
Цуги-аси — Сопровождающий шаг ; (движение начинается с впереди стоящей ноги)
Сабаки — Термин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения
Сикко — техника передвижения на коленях
Сото-тэнкан — длинный поворот с шагом на 180°.
Сэйдза-хо — способ правильного перехода из стойки в сэйдза
Тай-но-хэнко — «изменение (перемена) позиции тела относительно чего-либо (отработка базовых элементов). Название вариаций изменения тела относительно четырёх сторон света. А также одно из названий кокю-хо-тэнкан
Тай-но-сабаки — «движения тела». В Айкидо движения тела должны быть свободными, естественными, сферичными
Тика-ма — «ближняя дистанция». Дистанция ближнего боя между партнёрами
Тэнкай — вращение, поворот
Тэнкай-аси — поворот на 180° со сменой стойки на месте
Тэнкан — вращение, поворот. Один из двух основополагающих движений в Айкидо использующий принцип ура
Тэнкан-аси — поворот на 180° с шагом. Длинный разворот
Тэнкан-хо — (кокю-хо тэнкан) — вводное упражнение для освоения внешнего ухода от приема; одновременно начало кругообразного (уклоняющегося) движения при помощи кокю
Тэнти (тэнчи) — «Небо — Земля». Основной принцип Будо. Каждый человек представляет собой миниатюрную вселенную, пустившую корни в Землю простирающейся до Небес. Также название движения при проведении приёмов, подобных «волне».
Тэ-сабаки — движение рук
Укэми — «принимать телом». Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём; а также способ восстановления равновесия, когда его нарушают атакой или контратакой
Усиро-тэнкан — длинный разворот с шагом на 180° и 360°
Усиро-укэми — страховка назад, а также все виды падений назад
Ути-тэнкан — длинный поворот с шагом на 90° .
Хантэн — переворачиваться, поворачивать обратно. Движение похожее на ирими-тэнкан. Основано на проходе под ударом.
Хассо — движение по восьмёрке
Команды, ритуал, этикет, поклоны
Атагани-рэй — поклон друг другу.
Гаэси — поменять направление.
Додзо (хай-додзо; хадзимэ) — команда: начать.
Додзё-ни-рэй — приветствие залу воинских искусств. Как правило выражается в виде поклона при входе в зал.
Дза-рэй — приветствие в позиции сидя на коленях.
Ёй — Внимание!; Приготовиться!
Ёси — Продолжайте!
Ки-но-цукэ — «Смирно!»; «Внимание!»
Киёцукутэ — Будте осторожны!
Кирицу (таттэ) — Встать!
Котай (кури-кай) — поменяться местами, инициативой.
Маттэ — Ждите!
Миги-ни — Направо!
Мо-ичи-до — «Сделать ещё раз!»
Мокусо — закрыть глаза. Медитация.
Мо-то-но-ити — «вернуться на свои места». Возвращение к первоисточнику.
Рицу-рэй — приветствие стоя.
Рэй — Поклон, приветствие, вежливость. Используется как команда (возглас наставника), сигнал для приветствия.
Рэйги — этикет, правила поведения.
Рэйсики — ритуал, церемониал.
Сайкэй-рэй — глубокий поклон.
Сёмэн-ни-рэй — приветствие в сторону алтарной части додзё.
Синдзен-ни-рэй — команда: поклон святыне!
Сорэмадэ — Закончить! Разойтись!
Суваттэ — команда: сесть!
Сэнсэй-ни-рэй — приветственный поклон учителю.
Тати-рэй — приветствие стоя.
Таттэ (кирицу) — команда: встать!
Хадзимэ — команда: Начали!
Хай-додзо»да, пожайлуста». Просьба продемонстрировать исполненную (показанную) технику к ученикам.
Хаяку — команда: быстрее!
Хидари-ни — Налево!
Юккури — команда: медленнее!
Юру-яка-ни — плавно!
Ямэ — команда: Стоп! Прекратить! Закончить!
Ясумэ — Отдыхайте!
Приветствия, выражение благодарности.
Вакаримас — понял, понятно
Го-хохэн-кудасай — «Забудьте ваши заботы…»
Гомэн-насай — «Прошу прощения; извините»
Домо — спасибо
Домо-аригато — годзаймасита — Большое спасибо. Сердечно благодарю. Слова благодарности инструктору произносимые учениками в конце тренировки.
Ииэ — нет
Иррасаэмасэ — Добро пожаловать!
Онэгай-симас — Будьте любезны; Прошу Вас; Пожалуйста, будьте моим партнёром. Традиционное приветствие в начале тренировке означающее: «пожайлуста давайте начнём заниматься».
Саёнара — До свидания!
Хай — да.
Охаё: годзаимас — Доброе утро
Комбанва — Добрый вечер
Коннитива, о-гэнки дэс ка? — Здравствуйте, как дела?
Гэнки дэс — Спасибо, всё хорошо
Хадзимэмаситэ, ёросику о-нэгай симас — Рад с вами познакомиться
Омэдэто: годзаимас — Поздравляю вас
Ватаси ва … дэс — Меня зовут…
Го-сё:тай аригато: годзаимас — Спасибо за приглашение
Го-кё:рёку аригато: годзаимас — Спасибо за помощь(за сотрудничество)
Прэзэнто аригато: годзаимас — Спасибо за подарок
О-сэва ни наримасита — Очень вам обязан
Го-синсэцу аригато: — Спасибо за тёплый приём
Аригато: (годзаимас), До:мо — Спасибо
Доитасимаситэ — Не стоит благодарности
Камаэ — основные позиции и стойки
Агура (Сидзэн-андза) — позиция, сидя, скрестив ноги «по-турецки». Поза портного.
Ай-ханми — односторонняя стойка. Взаимное расположение, когда УКЕ и НАГЕ находятся в одноименных стойках (правая-правая, левая-левая)
Гэдан-но-камаэ — позиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне
Гяку-ханми — разноимённая стойка относительно позиции партнёра
Дай-дзёдан-но-камаэ — позиция, при которой меч (рука) находятся над головой около макушки
Дза-хо — традиционная позиция сидя на коленях
Дзансин — «непрерывная концентрация духа». Каждый связан с партнёром, даже после броска, непрерывным потоком ки; одновременно готовый отразить атаку со всех сторон.
Дзёдан-но-камаэ — позиция, при которой меч (рука) находится в верхнем уровне
Дзюсин-камаэ — позиция нагэ после завершения приёма. (нагэ должен сохранять равновесие и полное представление об окружающей обстановке)
Иссоку-итто-но-ма — расстояние в один шаг — один меч.
Камаэ — стойка, позиция
Кидза — положение на коленях, когда ступни стоят на пальцах.
Ма-ай — расстояние (гармоничная дистанция) между обороняющимся и атакующим, необходимая для корректного выполнения приемов Айкидо. Ма-ай изменяется в зависимости от используемого оружия.
Миги-ханми — правосторонняя стойка
Санкакутай — геометрическая фигура стабильности и потенциального движения, принятая в айкидо и других боевых искусствах, позиция в виде треугольника.
Сидзэн-андза (агура) — позиция сидя, скрестив ноги «по-турецки». Поза портного.
Сизэнтай — естественная позиция, беспрепятственное пребывание в потоке развивающейся гармонии с процессами природы.
Сисэй — поза, осанка, позиция.
Сэйдза — традиционная японская манера сидеть. Сидят на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая. Голову держат прямо. Полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара.
Тика-ма — «ближняя дистанция». Дистанция ближнего боя между партнёрами.
То-ма — «длинная дистанция». Дистанция между партнёрами при работе с оружием.
Тюдан-но-камаэ — позиция, при которой меч (или рука) находится на среднем уровне.
Ханми-но-камаэ — позиция вполоборота. На 45° . Базовая стойка Айкидо.
Хассо-но-камаэ — позиция подобная восьмёрке. Позиция рук (или меча, дзё) сбоку от головы при уравновешенной позиции локтей и тела.
Хидари-ханми — левосторонняя стойка.
Захваты — описание основанных атак.
Ай-ханми-кататэ-дори — одноимённый захват запястья.
Гяку-дори — разноимённый захват запястья.
Дори (тори) — взять, уловить, захватить.
Ката-дори — захват за плечо.
Ката-дори-мэн-ути — захват за плечо с одновременным ударом второй рукой.
Ката-дзюдзи-симэ — удушение «Х» — образным захватом спереди.
Кататэ-дори — захват за запястье руки.
Кататэ-рёте-дори (моротэ-дори; кататэ-рётэ-мочи) — две руки захватывают одну руку.
Коса-дори (ай-ханми-кататэ-дори) — одноимённый захват запястья (из положения ай-ханми).
Кататэ-дори-мэн-ути (кататэ-ути) — Захват руки с одновременным ударом другой рукой.
Куби-симэ — мертвая хватка, удушение.
Курай-дори — контролировать сознание другого.
Моротэ дори (кататэ-рётэ-дори) — удержание одной руки двумя руками.
Моти — захват.
Мунэ-дори — захват за отворот куртки в области груди.
Рё-мунэ-дори — захват за отвороты кимоно двумя руками.
Рё-тэ-дори (рётэ-дори-рётэ-моти; Рётэ-моти ) — захват двух рук партнёра спереди.
Рё-тэ-иппо-дори (моротэ дори) — две руки держат одну.
Рё-тэ-моти — захват двумя руками обеих рук партнера.
Рё-ката-дори — захват за оба плеча или лацкана.
Рё-содэ-дори — захват за два рукава
Рё-хиджи-дори — захват за два локтя.
Содэ-дори — захват за рукав.
Тори (дори) — захват.
Усиро-какаэ-дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук. Смотри усиро-хогай-дзимэ.
Усиро-ката-дори — захват сзади за плечо одной рукой.
Усиро-кататэ-дори (усиро-тэкуби-дори) — захват сзади за запястье.
Усиро-кататэ-дори-куби-симэ — удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).
Усиро-куби-симэ — удушение сзади захватом за отворот или двумя руками.
Усиро-рётэ-дори — захват сзади двумя руками за две руки.
Усиро-рёката-дори — захват за два плеча сзади.
Усиро-рётэкуби-дори — захват сзади за обе руки.
Усиро-рёхидзи-дори — захват сзади за два локтя.
Усиро-ситатэ-дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнёра).
Усиро-тэкуби-дори (усиро-кататэ-дори) — захват сзади за запястье.
Усиро-тэкуби-дори-куби-симэ (усиро-кататэ-дори-куби-симэ) — удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).
Усиро-уватэ-дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра).
Усиро-удэ-дори — захват двух рук сзади со скрещиванием локтей.
Усиро-эри-дори — захват сзади за воротник.
Усиро-эри-дори-мэн-ути — захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове.
Хидзи-дори — захват за локоть.
Эри-дори — захват за воротник.
Опубликовано: 07.10.2009
2 комментария на «“Боевые искусства Японии, слова и выражения”»
Добавить комментарий
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
А я искала эти слова! и не могла найти! благодарю)))
ПОЛЕЗНО ДЛЯ НОВИЧКОВ