Как научиться танцевать фламенко?
→ Искусство, Танцы
Сложный, красивый, страстный и таинственный танец фламенко. Многие танцоры хотят освоить его, но это получается только у лучших.
Едва заслышав слово «фламенко», многие тотчас представляют себе знойную брюнетку Кармен с зажатой в зубах алой – как кровь! – розой и в пышной юбке, которая словно пенится бесчисленными воланами. Кармен сверкает черным колдовским глазом, Кармен вздергивает плечом так, что сердце замирает от предчувствия какой-то щемящей тайны… Пронзительный плач гитары, завораживающее душу пение… Кармен танцует фламенко…
Что же такое фламенко? Всмотритесь в фигуры танцоров, вслушайтесь в ритмы, в перестук каблуков. Вы видите, чувствуете, понимаете? Это же – танец-эмоция… Танец-импровизация… Танец-вызов… Вызов судьбе.
Он зародился на основе испанского фольклора, а корни его – в мавританской, цыганской, отчасти еврейской и итальянской культурах. Фламенко – квинтэссенция музыки, танцев, песен тех, кого общество считало «нежелательным элементом», эмигрантом, отверженным. Эти люди должны были искать себя, как-то самоутверждаться – и чувства свои, боль и надежду они выплескивали в музыке, песне, танце. Фламенко – многогранный танец.
Многогранный, как сама жизнь. Здесь есть место и смеху, и плачу. Это трагичный танец. Танцор танцует так, будто за плечо его держит сама смерть. Это так по-испански… Певица Пастора Павон сказала однажды: «Когда я правильно пою фламенко, у меня привкус крови во рту. В этот момент остро чувствуется присутствие рока, судьбы. И есть один зритель – Бог, даже не зритель в зале. Когда ты по-настоящему танцуешь фламенко, ты размышляешь. И погружаешься в ритм, в себя, не напоказ. Это состояние называется дуэнде – как бы «черный бес вдохновения».
В танце участвуют несколько персонажей: танцор, гитарист, певица, пальмеро – он хлопает, выбивает ритм, и не обязательно в ладоши, для этого подходит любой предмет. Начать танец может любой из них, как бы задавая собственную тему, которая потом начинает обрастать подробностями, варьироваться. Могут меняться мелодия, темп, ритм, подчиняясь определенным знакам: танцор или выбивает определенную дробь или ставит определенным образом руки, требуя, чтобы ускорили темп.
И каждый по очереди танцует, поет или играет свое. Именно по очереди. Если танцор берет в какой-то момент на себя соло, то музыкант может подыграть ему, но сам останется на втором плане. Получается своеобразный круговорот монологов всех участников танца. А кода – финал фламенко – общая для всех.
Женщины, танцующие фламенко – это вода и пламень. Испанки обучаются своему национальному танцу не только для того, чтоб выступать на сцене. Для многих это средство самовыражения, саморазвития – фламенко очень умный танец, здесь нельзя обходиться набором заученных движений: все должно идти от души, от сердца. Здесь нельзя лукавить и фальшивить. Танцующая фламенко женщина заявляет о себе: «Кто я? Смотрите на меня, вот я какая – вся перед вами».
Научиться танцевать фламенко может каждая желающая. В Испании есть школы танца, открытые для всех. Не важно, сколько вам лет, 6 или 60, не важно, какая у вас фигура или внешность – женщины, танцующие фламенко, умеют быть красивыми и подчеркивают это стократно в музыке и движении.
Хороший педагог по фламенко прежде всего заставляет свою ученицу полюбить себя. Она должна считать себя красивой и гордиться этим. Ведь основная поза в танце фламенко – поза полного довольства собой. Потом начинается отработка женственных жестов, шагов, поворотов. Ученица должна ощущать себя королевой и свое восхищение собой передавать публике.
Ключевые ценности фламенко
- Индивидуализм. Самодостаточность. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, они предназначены для выражения чувства. Фламенко – одиночный народный танец. Это само по себе уникально, потому что изначально танец возникает как коллективное действо. Если есть коллектив, то танцор может показать противостояние противнику, любовь к женщине и другие жизненные ситуации в диалоге с другими танцорами («перепляс» в народных танцах, любовный диалог с условной возлюбленной и т.д.), в таком случае танец сюжетен. В индивидуалистичном фламенко эмоции и коллизии не могут быть показаны как сюжеты, они реализуются в самой пластике танцора, в том, как двигаются руки, как наклоняется корпус и т.д. Например, вместо того чтобы бороться с танцором, играющим роль противника, как это было бы в других народных танцах, байлаор борется с самим собой, преодолевает невидимые препятствия. Именно поэтому пластика фламенко, быть может, более выразительна, многогранна и имеет больше возможностей, чем любой другой вид танца. Фламенко для своего выражения не требует внешних объектов – оно идет внутрь человеческой души.
- Борьба и сила. В искусстве фламенко много протеста, может быть, потому что исторически это «танец угнетенных народов» (см. раздел «История фламенко»), может, по другой причине. Тело двигается так, как будто постоянно преодолевает сопротивление невидимого врага. И чем сильнее враг, тем мощнее танец. Ускорение темпа, резкие окончания движений, сапатеадо, быстрые движения рук и корпуса, ритмические хлопки руками, — все это энергетика силы и борьбы. И эта ипостась фламенко способствует выходу гнева, агрессии, раздражения.
- Гордость и свобода быть собой. Необходимое условие для того, чтобы красиво танцевать фламенко – абсолютное принятие себя таким, какой есть, без каких-либо условий; умение выразить и утвердить себя в любой точке времени и пространства. Именно поэтому для фламенко нет плохой фигуры или возрастного ценза. Напротив, полнота, большие бедра и зрелый возраст для фламенко – скорее плюсы, а не минусы.
- «Plus ultra» — «сверх предела, сверх возможного» — написано на испанском флаге. Это также и ключевая ценность фламенко. В идеале фламенко танцуется под зорким оком смерти, как в последний раз, на грани. Это значит, что в танце говорится только о самом главном, о том, что говорят при причащении перед смертью. И делается это искренно, сильно, страстно и просто. В танце фламенко не может быть суетливости, которая появляется от раздробленности и делимости чувств, от неспособности отделить главное от второстепенного. С принципом plus ultra связана и страстность, неистовость, отчаянность фламенко: хотя здесь можно найти полутона, пастельные краски промежуточных эмоциональных состояний, все же по большей части фламенко стремится к драматической триаде черного, белого, красного, которая связана с выражением чувств, доведенных до предела.
- «Мужское» и «женское» фламенко. Характерной чертой танца фламенко традиционно считается «сапатеадо» — отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. В начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Поскольку такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные непрерывные движения рук, запястий и плеч. Однако в XX веке разница между «мужским» и «женским» фламенко практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо. Женский танец отличается от мужского плавными изгибами рук и движениями кистями, пальцами, которые сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером (floreo, флорео). Движения рук танцора-мужчины более сдержанные и строгие. Помимо сапатеадо танцоры используют «питос» (прищелкивания пальцами), «пальмас» (ритмичные хлопки скрещенными ладонями).
Добавить комментарий