Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Ростислав Евгеньевич Алексеев

 →  Водная техника, Люди, Я Не Знаю

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Существование скоростных судов обязано Ростиславу Алексееву, великому инженеру и разработчику машин будущего.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Биография

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в г. Новозыбкове Орловской губернии. Мать- Серафима Павловна , учительница. Отец – Евгений Кузьмич, работник агротехнической станции, в 1929 году арестован по доносу. Волею судеб семью разбросало по России. Ростислав оказался в Нижнем Тагиле у дяди. После многих хлопот Серафимы Павловны и друзей отца в 1933 году ему разрешают поселиться в г. Горьком, где и собралась вся семья.

В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет)на кораблестроительный факультет. 1 октября 1941 года защитил дипломную работу « Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера- кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 год работал в должности контрольного мастера выпуска танков.

Зарождение крылатого флота будущего

В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ и ему были выделены средства. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.
В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и созданию судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК) получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев Р. Е. представил её на суд мировой общественности, приведя её в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение.
Катер «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый лучший. В 1961 году десять сотрудников во главе с Р. Е. Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.
Экранолёт А-90 «Орлёнок»В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ , а в 1964 г. над проектом экраноплана Т-1 для воздушнодесантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй- до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года КМ , самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.
В начале 70-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного катера «Орлёнок». 3 ноября

1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (младший десантный экраноплан).

К тому времени Ростислав Алексеев был тяжело болен и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года.

Скоростной пассажирский флот

Работами молодого коллектива во главе с Р.Е. Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота и вскоре было выделено финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» — на 66 человек, а летом 1956 года начато его строительство. С 1958 года началась история нового класса судов – «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что создавало условия для использования их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» — на 130 человек был спущен на воду в октябре 1959 года.

За восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России.
Речные пассажирские суда на подводных крыльях:

«Чайка» — на 30 человек,

«Спутник» — на 250 человек,

«Буревестник»— на 150 человек,

«Беларусь»— на 40 человек,

Морские пассажирские суда на подводных крыльях:

«Комета»— на 130 человек,

«Вихрь»— на 250 человек.

Его именем названы судно на подводных крыльях и площадь в Нижнем Новгороде. 2 февраля 2007 года постановлением Правительства Нижегородской области №33 его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету.


Опубликовано: 29.08.2009




  • Федор

    Такой человек талантливый был!

  • Сергей

    Таких, как Бутома — пруд пруди, а таких, как Алексеев — единицы. Те, кто знает о чем я, поймут.


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: