Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Главные тренды десятилетия

 →  Мой Бизнес

Главные тренды десятилетия

Социальные сети, пластическая хирургия, возвращение пиратов, снижение числа жертв авиакатастроф, Шрек вместо Джонни Деппа и другие важные тенденции 2000-х.

2010-й — год окончания первой десятилетки XXI века, и самое время провести аудит 2000-х. Так как речь идет о десятилетнем периоде, мы отбирали не события, а тренды, изменившие мир. Многие из них связаны с высокими технологиями и интернетом, который был главным трендом 1990-х. Многие, но не все.

Человек 2000-х не мыслит свою жизнь без мобильного телефона и проводит в интернете времени больше, чем у телевизора. Он летает на авиадискаунтерах, а его шансы погибнуть в авиакатастрофе уменьшились вдвое — зато он рискует попасть в заложники к пиратам, о которых раньше только читал. Он может за копейки расшифровать свою ДНК, а выбравшись туристом в другую страну, смело берет напрокат гибридный автомобиль и обходится без карт благодаря навигатору. Он смотрит компьютерную анимацию и не доверяет евро. А если он занимается бизнесом в развивающейся стране, его шансы попасть в список Forbes выросли на порядок.

  • Соты, победившие провода

Главные тренды десятилетия

Мобильный телефон, не так давно дорогой аксессуар для очень обеспеченных людей, к концу десятилетия стал такой же распространенной и необходимой вещью, как зубная щетка. А проводная телефонная связь, которая не смогла составить конкуренцию сотовой, начала медленно умирать.

  • Рост количества миллиардеров в развивающихся странах

Главные тренды десятилетия

Следствием прихода иностранных инвесторов и увеличения капитализации emerging markets стал стремительный рост количества миллиардеров из этих стран в рейтинге Forbes. Догнать США по числу миллиардеров им пока не под силу, но Россия уже сместила Германию со второго места, а затем Китай вытеснил с этого места Россию.

  • Самое безопасное десятилетие в гражданской авиации

Главные тренды десятилетия

Этот факт покажется поразительным. Но да, несмотря на постоянный рост авиаперевозок, нулевые стали самыми безопасными годами в гражданской авиации: число погибших в авиакатастрофах в 2000-е почти в два раза ниже, чем в 1980-е или 1990-е, — и это несмотря на теракты.

  • Евро, не оправдавший надежд

Главные тренды десятилетия

Когда представители европейских стран подписывали в 1992 году Маастрихтский договор, положивший начало Евросоюзу, они вряд ли предполагали, что спустя 20 лет критериям, предъявляемым к государствам-претендентам в еврозону (уровень инфляции, государственного долга к ВВП, дефицита бюджета и ставки по государственным облигациям), не будут соответствовать большинство стран, использующих евро.

Европейцы сами заложили «мину замедленного действия» еще в 1999 году, когда евро был запущен как расчетная валюта, хотя ряд стран не соответствовал критериям Маастрихтского договора. Спустя 10 лет еврозона и вовсе оказалась на грани краха, а одно из государств, Грецию, пришлось спасать совместными усилиями.

  • Распространение социальных сетей

Главные тренды десятилетия

Все популярные социальные сети либо возникли, либо стали доступны широкой публике уже в 2000-е. Число пользователей самой популярной социальной сети (на звание которой до 2008 года претендовали несколько сайтов) растет в геометрической прогрессии. Эта тенденция еще может продолжиться: пользователи Facebook составляют меньше 10% населения Земли, а в Китае социальная сеть и вовсе заблокирована.

  • Высокий полет low-cost

Главные тренды десятилетия

Low-cost перевозчики, авидискаунтеры, бюджетные авиалинии — как их не назови, они чувствуют себя превосходно на фоне обычных авиакомпаний, находящихся в стагнации. Например, авиадискаунтер Ryanair увеличил количество перевезенных пассажиров в 9 раз за 9 лет и стал крупнейшей авиакомпанией на международных линиях.

  • Десятилетие Google

Главные тренды десятилетия

Google Search. AdSense. Gmail. Google.Maps. Youtube. Android. Chrome. Комментарии по поводу главной компании 2000-х излишни. В рейтинге самых дорогих брендов по версии Interbrand Google стремительно догоняет главную торговую марку последних десятилетий — Coca-Cola. Не хватает совсем чуть-чуть — возможно, собственного Санта-Клауса.

  • Морские пираты возвращаются

Главные тренды десятилетия

Они, конечно, никуда и не уходили. Но с конца 1990-х наблюдается настоящий ренессанс морского пиратства. Если раньше количество инцидентов с пиратами исчислялось десятками в год, то теперь речь идет о сотнях нападений. А для обеспечения безопасности вдоль побережья Сомали и в Аденском заливе, на которые в последние годы приходится около половины атак пиратов, пришлось создавать международную группировку из военных кораблей.

  • Взлет электронной торговли

Главные тренды десятилетия

В течение последних 10 лет главный традиционный ритейлер Wal-Mart и его главный конкурент в сети Amazon росли быстрее рынка, каждый — своего. Победа в этой гонке полностью за интернетом: в 2000-м году все электронные продажи США стоили $25 млрд (данные OECD), сегодня столько выручает один сайт Amazon. И перспектив для роста еще сколько угодно: даже в США на интернет приходится 6% покупок (не считая расходов на транспорт), в России и того меньше.

  • Возвращение Apple

Главные тренды десятилетия

Компания Стива Джобса, бывшая бледной тенью Microsoft в 1990-е, в 2000-е вернула себе статус главной технологической компании, расширив линейку устройств под своим брендом. В 2001 году Apple выпустила iPod, который стал культовым плеером благодаря магазину iTunes Store с огромной библиотекой легальной цифровой музыки. Затем Стив Джобс изменил представление о мобильных телефонах, выпустив iPhone. Последний штрих — «таблетка» iPad, которая должна сделать медиа более удобными для потребителя.

  • Чтение ДНК: на пять порядков дешевле

Главные тренды десятилетия

В 2001 году был презентован черновой результат проекта «Геном человека»: работа длилась 13 лет и стоила $3 млрд. С тех пор количество людей, получивших возможность прочитать свою ДНК, выросло на два порядка, а стоимость секвенирования упала на пять порядков. Впрочем, уже ясно, что лавинообразное накопление данных не гарантирует само по себе научных и медицинских прорывов: многие ждали от геномной революции большего.

  • Интернет вместо телевизора

Главные тренды десятилетия

К 2010 году интернет стал наконец-то главным массовым развлечением (пока только в США): средний американец проводит в сети больше времени, чем перед телевизором. Телевидение и само переезжает в интернет: кабельные сети теряют подписчиков, а доля видео в интернет-трафике достигла 50%.

  • Расцвет сетей fast-fashion

Главные тренды десятилетия

На 2000-е пришелся бурный рост розничных сетей fast-fashion по всему миру: количество магазинов в разных сетях увеличилось в 4-5 раз. Так, например, до 2000 года в США не было ни одного магазина H&M: теперь их около 200. Первый магазин Uniqlo за пределами Японии и вовсе был открыт только в 2001 году в Лондоне — сейчас в сети несколько тысяч магазинов.

  • Возникновение и расцвет торрентов

Главные тренды десятилетия

Нельзя сказать, что торренты используются исключительно для обмена пиратским контентом, но без сомнений, это основное их применение. Через 9 лет после возникновения BitTorrent на его долю приходится в зависимости от региона 11-36% интернет-трафика — примерно столько же, сколько и на лицензионное видео и аудио.

  • Пластическая хирургия для всех

Главные тренды десятилетия

Косметические операции, бывшие ранее прерогативой богатых, теперь доступны и среднему классу, по крайней мере в развитых странах. Число пластических операций в год в США перевалило за 10 млн. Остальной мир идет тем же курсом, исправляя носы в Москве и увеличивая грудь.

  • Рождение и победа «Википедии»

Главные тренды десятилетия

Wikipedia появилась в 2001-м году, в 2003-м обогнала Британскую энциклопедию по числу статей, а в 2005-м сравнялась с ней и качеством содержания. По просьбе Nature уважаемые исследователи оценили количество ошибок в статьях, относящихся к науке, в двух справочных изданиях и не обнаружили существенных различий. Неудивительно, что к 2010 году слово «Википедия» стало нарицательным в сотнях языков мира.

  • От Nokia до iPhone

Главные тренды десятилетия

В декабре 2000 года, появился один из самых успешных телефонов всех времен и народов — Nokia 3310. В середине десятилетия главным хитом стала раскладушка Motorola RAZR. Сейчас никто не может конкурировать с iPhone. Пользователи хотят от своих мобильных телефонов быстрого интернета.

  • GPS-навигация

Главные тренды десятилетия

1 мая 2000 года президент США Билл Клинтон отменил искусственное техническое ограничение для гражданских пользователей GPS: как результат точность определения местоположения повысилась со 100 до 20 метров. После этого начался потребительский бум на GPS-приемники: например, автомобильный навигатор оказался намного удобнее атласа или дорожной карты. Впрочем, успех навигатора как первого «мотора» потребительской навигации вряд ли продлится дальше 2000-х. Им на смену пришли универсальные смартфоны, оснащенные GPS-приемником и картой.

  • Двигатель внутреннего сгорания сдает позиции

Главные тренды десятилетия

Toyota Prius — первый коммерчески успешный гибридный автомобиль. Осенью 2010 года число проданных машин этой модели превысило 2 млн. Не так много в сравнении с парком легковых автомобилей во всем мире, оцениваемого в 600 млн. Но Prius — всего лишь первый шаг: в следующем десятилетии стоит ожидать появлении коммерчески успешного электромобиля.

  • Исчезновение физических носителей

Главные тренды десятилетия

Винил, кассеты, диски: звукозаписывающая индустрия раз за разом зарабатывала на потребителях, подсовывая им новый носитель. Но на CD эта эволюция наживы закончилась: началась цифровая революция, которая вполне может отправить рекорд-индустрию на свалку истории за ненадобностью. Следующие в очереди на исчезновение — видеоносители, а возможно, и бумажные книги.

  • Солнце, воздух и вода вместо угля и газа

Главные тренды десятилетия

Об альтернативной энергетике много говорят, но 2000-е, пожалуй, стали первым десятилетием, когда не столько говорят, сколько делают. Благодаря высоким ценам на нефть инвестиции потекли в возобновляемую энергетику. По оценке REN21, новые генерируемые мощности, введенные в 2008-2009 годах, почти поровну разделились между традиционными и возобновляемыми источниками электроэнергии.

  • Шрек как альтернатива Джонни Деппу

Главные тренды десятилетия

Хотя студия Pixar сняла свои первые успешные картины еще в 1990-х («История игрушек» и «История игрушек 2») настоящее оживление в CG-анимации началось с появлением конкурента — студии DreamWorks Animation. И в 2001 году обе студии выстрелили: Pixar снял «Корпорацию монстров», а DreamWorks — «Шрека». Картины заняли 3-е и 4-е место в международном прокате соответственно, собрав в сумме более $1 млрд. Затем у студий был целый ряд успешных фильмов: «Тачки», «Мадагаскар», «Рататуй», «Шрек 2» (лидер проката 2004 года), «Вверх», Wall-E и «Кунг-Фу Панда». А по итогам 2010 года «История игрушек 3» стала первой анимационной картиной, собравшей более $1 млрд в прокате.


Опубликовано: 19.01.2011





ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: