Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Значение игры в психической жизни ребенка

 →  Развлечения, Семья

В данной статье приведены основные понятия игры, ее преимущества, категории, а также то, что можно скорректировать с ее помощью.

Каково значение игры в психической жизни ребенка? Многие мыслители определяли игру как самое распространенное явление жизни и связывали ее происхождение с происхождением искусства. Например, господину Покровскому Е.А. принадлежит первое систематическое описание детских игр. Что же такое игра?

Игра – это широчайший круг человеческих действий, которые не относятся к тяжелой работе, и включают в себя свободу и спонтанность, доставляющих людям, несомненно, веселье и радость.

К этому определению можно отнести практически все известные игры, начиная с элементарных салочек и до шахмат, так как их основу составляет один и тот же принцип, хотя при этом они и отличаются по своей форме, и по тому, какие основные наклонности затрагиваются игрой сильнее.

Игра — это деятельность, суть которой находится в самом процессе. Все игры воспроизводят разные виды неигровой деятельности и связаны с практикой. Суть детской игры – это способность, отображая, преображать и изменять действительность. Для ребенка игра – это способ реализации его потребностей и запросов в пределах возможностей. Поэтому для успешной организации игровой деятельности необходимо сначала ознакомиться со способностями и возможностями детей (в том числе и познавательными, и коммуникативными). Магазин игрушек в этом может помочь, обратите внимание, какие игры и игрушки выберет в нем ваш ребенок, это важно, для понимания его личности.

Если говорить о значении игры в жизни ребенка, то нельзя не сказать об ее использовании с целью диагностики и коррекции.

Наблюдая за ребенком в игре, можно оценить уровень развития его познавательных процессов, способность запоминать правила игры и следовать им, умение ребенка взаимодействовать с остальными участниками, его психо-эмоциональное состояние, уровень развития произвольности поведения, умение действовать целенаправленно и сохранять сосредоточенность довольно длительное время.

Игра, которая выстроена должным образом, помогает скорректировать поведенческие нарушения, преодолевать трудности общения. Игра тесным образом связана с развитием личности ребенка.

В процессе игры у детей формируется воображение, улучшаются их психические процессы, развивается речь, общая координация движений, пространственная ориентация, тонкая моторика и т.д.

Итак, каждодневные игры детей способствуют:

  • Развитию мотивационно-потребностной сферы;
  • Действия в игре приобретают характер умственных действий;
  • Развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности;
  • Улучшение, совершенствование способности к самоконтролю;
  • Развитие восприятия, воображения, памяти, внимания, речи и мышления;
  • Совершенствование способности к обучению;
  • Развитие способности разделять свои эмоции и чувства и управлять ими произвольно.

Необходимо отметить, что игры детей с нарушением зрения (а также с другими проблемами в развитии: ЗПР, ДЦП и др.) весьма специфичны, так как мы имеем дело с детьми с ограниченным кругозором, объемом движений, с трудностями в общении (в связи с речевыми проблемами), недостаточным уровнем развития воображения. Часто они бывают двигательно расторможенными и агрессивными. Поэтому, в организации игр таких детей необходима помощь взрослого. Значение игры для ребенка с нарушением зрения переоценить невозможно.

Это развитие всех его познавательных процессов, способности к общению, сопереживанию, творческих способностей и воображения.

Хочется отметить особую категорию игр – обучающих и развивающих. Для детей с нарушением зрения необходим индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающих игр. Приходится адаптировать демонстрационный и раздаточный материал в зависимости от зрительной патологии ребенка, а также отталкиваясь от имеющихся у него знаний, умений, навыков.

Развивающие игры не должны утомлять. Время и зрительные нагрузки строго дозируются. Необходимо добиваться, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута. Если же не удалось, важно проанализировать результат.

Играя, ребенок совершенствует коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и к сопереживанию. Он моделирует в игре множественные жизненные ситуации, эмоциональные состояния, отыгрывает все свои проблемы.


Опубликовано: 17.05.2012




© Копирование материала разрешено только с указанием активной ссылки на Readmas.ru


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: