Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Галут

 →  Каббала

Галут

Праведнику Даниэлю в ночном видении были открыты четыре эпохи, четыре испытания, через которые предстояло пройти нашему народу. Явились ему во сне четыре зверя, каждый из которых олицетворял суть одного из испытаний. Последний из зверей представляет для нас особый интерес, ибо отражает галут, в котором евреи оказалисьпосле разрушения второго Храма. Изгнание растянулось на многие века и до сих пор не завершено.

Предсказание Даниэля не ограничивается трагедией погромов, холокоста, но включает и внутренниепроцессы жизни евреев в галуте. И если то, что с нами происходит, не видится в столь мрачном свете, то причина не в ошибке предсказания, а в искажённомвзгляде на внутреннее разрушение, сопутствующее галуту.

Разрушения эти разнообразны. Каждое имеет свою причину, а то и несколько. Однако за всем стоит главная -суть галута в целом. И нельзя добиться подлинного успеха в решении локальной проблемы, игнорируя главное. Выяснение сути галута и того, что с нею связано -предмет нашего разговора.

То, что праотцы и пророки снимали плоды с эц адаат удивления не вызывает, ибо дерево это является духовным прообразом существующего мира и, по сути,его корнем. Но как они при этом вкушали плоды от эцхаим, растущего в саду Эден, -это уже загадка. Однако, не будем забывать, что, как эц хаим, так и эц адаат, никогда, ни во время Адама, ни сейчас, не являлись и не являются физическими деревьями. Еда от них представляет собою шефу, нечто исходящее от этих духовных сторон творения.

Последствия действия выходят за рамки видимого мира. Выполнение мицвы или прегрешение, да и вообще любой поступок, слово, мысль, -всё это оказывает неуловимоеглазом влияние на внутренний мир человека. Похоже на привычную для нас еду: продукт, попадая внутрь, абсорбируется организмом. Так и совершённое действие оседает внутри. Еда с эц адаат -это поступки, слова, мысли, совершаемые в рамках законов, диктуемых духовной сущностью, именуемой эц адаат. Шефа, приходящая от этого дерева, отвечает тому, что происходит на земле.

Идея Зоар в том, что еда от эц адаат не была запрещенаАдаму. Но она дозволена только в сочетании с шефой, идущей от эц хаим. Духовный уровень Авраама, Ицхака, Яакова и пророков позволял им это. На практике это означало следующее: материальный мир, в котором они пребывали, служил для них оболочкой, отражающей главное -духовное начало, волю Творца мироздания.

Слово «смертен» упомянуто дважды. Зоар поясняет, что предсказание касалось не только Адама, но также евреев, а именно: разрушения двух Храмов. Разрушению первого Храма сопутствовало отдаление верхней Шехины, а разрушению второго Храма — отдаление нижней Шехины (Зоар, Берешит, 26а). Поскольку пасук адресован одновременно и Адаму, инам, то, очевидно, суть нашего галута та же, что и изгнания первого человека: отдаление от эц хаим, духовное умирание. Поэтому Зоар и говорит об удалении Шехины, которая на языке мудрецов называется сад аШем, и является аналогом сада Эден (Зоар, Берешит, 27а).

Вернёмся к двум противоречивым, на первым взгляд, высказываниям: Шехина «отдалилась» и, в то же время, «сопровождает» нас в галуте.

Прежде всего следует учесть, чтотермины: «отдалилась» и«сопровождает»применительно к Шехине не являются категориями физического мира. Употребляются они лишь как иллюстрация нематериальных процессов. Итак, непосредственное соприкосновение с Шехиной исключено. Связь с Нею опосредованная: через шефу, воспринимаемую творением. Убавление потока шефы рассматривается как удаление Шехины. Но поскольку шефа, хотяи в меньшей мере, до нас всё же доходит,мы вправе говорить, что Шехина сопровождает нас в изгнании. Интересно, что это означает на деле.

Вся история народа имеет прообраз, восходящий к жизненному пути праотцев: Авраама, Ицхака, Яакова. Галут, как легко заметить, связан с Яаковом. Двадцать лет жизни проведены им в стране Лавана, а заключительные семнадцать -в Египте. Эти изгнаниябыли предварены пророчествами. Перед первым изгнанием сказано: «И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда бы ты ни пошёл…» (Берешит 28:15). Перед вторым сказано: «… не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет…» (Берешит 48:3-4).

Условия, в которых народ оказался в рассеянии, увы, далеко не благоприятные. Опасность как духовного, так и физического уничтожения возникала снова и снова. Беспрецедентно, чтобы на протяжении веков народ, не имеющий своей земли, гонимый, сохранился физически и духовно. Обещание Всевышнего «сохраню тебя везде, куда бы ты ни пошёл» не утратило силы. И в наши дни нужно твёрдо верить,что, несмотря на все ухищрения ситры ахра, Он не изменит Своему слову и отыщет способ защитить Свой народ.

Другое воплощение Шехины -это ковчег, в котором спасся Ноах. В момент потопа ситра ахра получила почти абсолютную власть над миром. Воды потопа смели всё живое. Шехина (ковчег) защитила лишь семью праведника, а также животных, вступивших под его покровительство ивошедших в ковчег. После потопа на власть ситры ахра было наложено ограничение. Полного разрушения больше не произойдёт. Но будет галут- разрушение частичное. В изгнании нет материального воплощения Шехины -ковчега, но присутствуют Её символ -радуга.


Опубликовано: 31.07.2009





ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: