Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Пробуждение любви в сердце

 →  Индуизм

Пробуждение любви в сердце

Любовь невозможна без объекта любви. В традиции вайшнавов, как и во всей ведической литературе, принято считать, что высшим объектом любви является Верховный Господь, Шри Кришна. Любовная привязанность к Господу называется на санскрите Асакти.

Эта стадия духовного развития характеризуется необычной глубины вкусом к повторению святого имени Кришны (а также к занятию другими видами преданного служения) и единой направленностью сознания к Кришне. На этой стадии появляется привязанность непосредственно к Господу, тогда как на стадии Ручи (вкуса) привязанность была направлена преимущественно на внешние формы преданного служения (слушание, рассказы Господе, служение в храме и т.д.).

Асакти, привязанность к Господу, очищает сердце человека до такой степени, что неожиданно ему может показаться, что он видит в своем сердце отражение Господа. На стадии, предшествующей асакти, человек, заметив, что его ум наполнен материальными объектами и желаниями, прилагает все усилия к тому, чтобы обуздать ум и сосредоточить его на облике, качествах и деяниях Господа.

Но обретя асакти, он спонтанно без каких-либо усилий погружается в размышления о Господе. Не имея асакти, человек, даже если он достиг свободы от сомнений (Ништха), все же не способен понять, как и когда его ум перестает думать о форме и качествах Господа. В отличие от него, человек развивший в себе привязанность к Богу, не замечает, как и когда его ум забывает обо всем материальном и спонтанно привлекается ко всему, что связано с Кришной. Высшие стадии духовного пути можно познать лишь на практике. Одних объяснений недостаточно, чтобы на деле ощутить эти эмоции.

Внешнее поведение человека, у которого в сердце пробудилась любовь к Господу, описывается в священных текстах таким образом:

«Ранним утром, встретив незнакомца, он заговорит с ним так: «Откуда держишь путь? Что в этом ларце, что висит у тебя на шее? Неужели там Шалаграма-шила (Божество Господа в виде небольшого камешка)? Ты так нежно произносишь имя Кришны, что язык твой трепещет, наслаждаясь его нектаром. Глядя на тебя, я испытываю восторг. Не знаю, чем я заслужил, что лицезрю тебя сейчас. Расскажи мне обо всех святых местах, где ты побывал, обо всех великих святых душах, которых ты повстречал на своем пути, и о том, что по их милости открылось тебе. Ты достиг совершенства и помогаешь в этом другим». Так, расспрашивая и прославляя другого преданного, он будет наслаждаться нектаром сокровенной беседы.

В другой раз, увидев вайшнава со священным писанием в руках, он воскликнет: «Прекрасная книга, что ты держишь, придает тебе необычайную стать. По твоей внешности я догадываюсь, что ты очень учен и мудр. Пожалуйста, прочти для меня один стих из десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Оживи мой слух, который, подобно птице чатака, утоляющей жажду исключительно из грозового облака, жаждет насладиться потоком твоих нектарных объяснений». Слушая, как Вайшнав объясняет стих, такой человек испытывает экстаз, и волосы на его теле становятся дыбом.

Завидев вдалеке группу преданных, он обрадуется: «О, сегодня моя жизнь наконец увенчается успехом, ибо общение с преданными разрушит все мои грехи». Думая так, он поклонится преданным, упав перед ними ниц. С любовью встреченный возвышенным Маха-бхагаватой (преданным высочайшей чистоты и любви к Богу), он сядет перед ним, склонив голову, и будет со слезами на глазах молить его: «О господин, ты являешься драгоценностью среди тех, кто способен исцелять от тяжкой болезни материализма, поразившей все живые существа в этом мире. Я – самый падший и ничтожный человек. Пожалуйста, проверь мой пульс, выяви мой недуг и посоветуй, какое лекарство мне принимать и какую выбрать диету. Излечи меня своим чудодейственным целебным средством и верни меня к жизни». Маха-Бхагавата бросит на него свой милостивый взгляд, и он, оживленный нектаром речей возвышенного вайшнава, останется с ним на несколько дней, чтобы служить его лотосным стопам.

Порой, гуляя по берегу озера или бродя по лесу, он, переполненный любовью к Богу, будет наблюдать за зверями и птицами, пытаясь разгадать по их поведению, доволен или недоволен им Кришна. «Если Кришна милостив ко мне, то пусть эта олениха отойдет в мою сторону на три шага. Если же Он забыл меня, то она отвернется и убежит». Маленький мальчик, играющий на окраине деревни, напомнит ему мудреца Санаку, и он спросит его: «Скажи, увижу ли я когда-нибудь Враджендра-кумара (еще одно имя Кришны)?». Услышав краткое «нет», он начнет раздумывать, принимать ли его ответ буквально или искать в нем более глубокий смысл.

В другой раз он запрется у себя дома и, подобно скупому богачу, будет размышлять день и ночь, во сне, стоя и сидя, куда ему идти и что делать, чтобы обрести желанное сокровище. Когда родственники спросят, что с ним случилось, он промолчит в ответ или, притворившись, ответит, что все в порядке. Его друзья заметят, что до этого с ним не случалось ничего подобного. Соседи начнут показывать на него пальцем, называя слабоумным. Поборники ведических ритуалов (следующие философии, согласно которой Бог обязан давать нам плоды нашего благочестия) сочтут его глупцом. Знатоки логики посчитают его жертвой неверных представлений о жизни. Ослепленные своим благочестием набожные люди решат, что он пал. Преданные скажут, что он постиг суть истинной философии, а оскорбители обвинят его в притворстве. Но наш герой, далекий от понятий славы и бесчестия, унесенный потоком божественной реки привязанности к Господу (асакти), оставит все как есть и будет продолжать свой путь.


Опубликовано: 31.07.2009





ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: