Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Качественный фотоснимок пейзажа, простой «мыльницей»

 →  Фотография

Качественный фотоснимок пейзажа, простой "мыльницей"

Как же часто порой нас подстерегает ситуация, когда мимо проходят безумно красивые, мимолетные явления, которые так хочется запечатлеть… 

Но, к сожалению, большинство фотоаппаратов «мыльниц» не радует нас красивыми, играющими красками и резкостью фотоснимками.  Хотелось бы дать всем ценителям качественной фотографии советы, как сделать с помощью обыкновенного фотоаппарата, настоящий, грамотный  фотоснимок пейзажа.

Для начала определитесь с тематикой. Можно сделать просто «открытку» в память о посещенных местах, можно вложить в пейзаж какой-то смысл или сюжет благодаря определенному ракурсу или акцентированию какой-либо детали. Простора для размышлений и фантазии здесь много. Далее перейдем к техническим подробностям перед тем, как приступить к съемке.

Сначала нужно выбрать время суток. Сразу отмечу, что категорически нежелательно снимать в полдень, в ярких бликах солнца будут теряться детали. Утром или же вечером длинные тени хорошо выделяют рельеф местности. Мягкие тона не «режут» глаз и подчеркивают детали.

Хорошенько подготовьтесь к съемке. Придите на место заранее, у вас будет время, чтобы исследовать местность, найти хорошее место для установки фотокамеры. Заранее определите экспозицию, чтобы получить нужную насыщенность и глубину резкости кадра. Когда подойдет время, солнце займет нужную вам позицию на небосклоне, останется только нажать на спуск. Советую сделать несколько дублей с различными параметрами выдержки, из них потом отберите наиболее удачный снимок. Обязательно пользуйтесь блендой или каким-либо другим способом создать тень над оптикой. В противном случае это приведет к всевозможным бликам и появлению вуали. Так же во избежание этого следует по возможности избегать появления в кадре обширных отражающих поверхностей.

Старайтесь не пользоваться предельными значениями диафрагмы и будьте аккуратны с автофокусировкой. Некоторые фотоаппараты настраиваются на съемку автофокусом на небольших расстояниях. При фотографировании фокус может быть установлен не на отметке «бесконечность», что приведет потере резкости. В таком случае не поленитесь выставить фокусировку вручную. Пользуйтесь светофильтрами, поляризационный поможет вам подчеркнуть контуры облаков, выделить небо и усилить контраст, ультрафиолетовый и так называемый Skylight окажут небольшую помощь в борьбе с дымкой и туманом. Да, и не забывайте пользоваться штативом, он обеспечит устойчивость фотоаппарата во время съемки, что позволит сделать снимок максимально четким при длительных выдержках….Итак, несколько простых советов.

  • Первый друг фотографа – штатив. Истина эта не устарела и сегодня. Мало того, что количество смазанных снимков уменьшится в разы, так ещё и фотографии станут более продуманными и проработанными. Именно со штатива можно навести точечный фокус на отдельное облако, дерево в лесу или другой далеко стоящий объект. Всегда старайтесь снимать пейзаж со штатива. И всегда, если есть возможность, используйте дистанционное управление.
  • Чем ниже чувствительность цифровой «плёнки», тем лучше. 100 единиц ISO хорошо, но 50 ещё лучше. Даже, если вы снимаете вечером. Во-первых, чем выше чувствительность, тем выше шумы матрицы. Изображение при высоком уровне шумов как бы покрыто «пылью». Во-вторых, чем выше чувствительность, тем меньшую выдержку делает автоматика камеры, следовательно, меньше время просчёта изображения процессором камеры. А процессор там слабенький, не двухядерный Пентиум 4. Следовательно, цвета выходят неестественными, а границы неконтрастных областей размыты. Справедливости ради надо сказать, что и слишком длинные выдержки, свыше двух секунд, дают такой же эффект. Там просто процессор получает слишком много информации и просто путается в потоке данных.
  • Старайтесь снимать как можно менее контрастную натуру. Величина динамического диапазона высококачественной (а других сейчас не продают) негативной фотоплёнки и недорогой ПЗС матрицы, используемой в недорогих мыльницах, различаются примерно… в 1000 (тысячу!!!) раз. Следовательно, снять «мыльницей» тёмную скалу на фоне солнечного неба не исказив цветопередачи, практически невозможно. Либо небо будет молочно-белым, либо скала очень тёмная, как сажа. Кстати, молочно-белое небо на цифровых снимках так и называют «цифровым небом». Но если уж нужно снимать – определите приоритеты. Что для Вас важнее – скала или небо. Кстати, если небо с облаками, смело наводите фокус на облако, результаты будут очень неплохие. В профессиональной фотографии эту проблему убирают специальными фильтрами, которые просто затеняют яркое небо.
  • При снимке пейзажей всегда используйте в настройках камеры «нормальный контраст» и «нормальная резкость». Именно «норма» наиболее естественно передаёт цвета, другие режимы требуют сложных цифровых просчётов и, следовательно, искажают цвета на снимке.
  • Даже в солнечную погоду устанавливайте баланс белого на вашей камере в положение «пасмурно». Это придаст неповторимую теплоту Вашим снимкам. А ещё лучше, если у камеры есть ручной режим, установить баланс белого по листку ученической тетради в голубую клетку. Просто поставьте в настройках камеры ручной режим установки баланса белого и сфотографируйте лист, освещённый солнцем. И никогда, никогда не используйте автоматический режим установки баланса белого!!
  • Если у Вас не наводится автофокус (чаще всего такое бывает на восходе или закате), переверните камеру на 90 градусов и зафиксируйте фокус. Автоматика камеры работает по-разному при разных положениях матрицы. Потом осторожно верните камеру в нужное положение и дожимайте кнопку.
  • Всегда снимайте пейзажи на максимальном для Вашей камеры разрешении. Я думаю, это правило комментариев не требует. Хотя…
  • Делайте как можно больше снимков. Хотя это правило стоит последним, его, наверное надо было ставить первым. Меняйте режимы, точки съёмки. Делайте несколько снимков одного и того же кадра, даже если Вы фотографируете со штатива. Из этой массы Вы потом выберете лучшие.

И главное. Учитесь. Нет ничего практичнее хорошей теории. В Интернете полно качественных сайтов, статей и книг, а на форумах можно получить ответ на любой вопрос. Хотя о пейзажной съёмке можно рассказывать бесконечно, лучший учитель всё-таки – практика.


Опубликовано: 01.04.2010




  • Nick

    Спасибо, действительно дельные советы, у меня цыфровик, буду пробовать.


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: