Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Выбор штатива для путешествий

 →  Фототехника

Выбор штатива для путешествий

Штатив, наверное, не будет первым приоритетом в списке оборудования, которое Вы будете покупать. Но если Вы серьезно занялись фото или видео съемкой, к его покупке Вы перейдете довольно быстро.

Потому как в вечернее или ночное время хорошо сфотографировать,  качественную панораму, без штатива не получится.

Нам хотелось поделиться некоторыми соображениями и выводами, к которым привела судьба фотографа — путешественника и радиооператора .

Если дело дошло до покупки штатива, значит фотоаппарат или видеокамера у Вас уже есть. А в плюс еще и фотообъективы, светофильтры, фотовспышка или накамерный свет. То есть куча электронно оптического снаряжения с немалым суммарным весом.

А таскать все это приходится самому.

Отсюда первая характеристика — штатив должен быть легким.

И если зайти в приличный фотомагазин, можно встретить массу штативов, стоящих в уголке. Берем самый легкий и воздушный. Вот оно — счастье?

А если попробовать развернуть его сочленения, поставить на пол и, немного прижав сверху, покачать?

Зачем нам штатив, который будет гнуться и качаться, как удочка, под весом техники?

Получаем вторую характеристику — штатив должен быть жестким.

Человек, «съевший собаку» на уменьшении веса, вспомнит слово «карбон» или углепластик, и будет прав. Многие фирмы используют при изготовлении штативов углепластиковые трубки. Этот материал позволяет делать легкие и очень жесткие штативы, у которых есть единственная проблема — цена.

Про штативы за $100 приходится забыть. Нет, в качестве первого своего штатива многие покупают что-то подобное. И даже используют его. Один или два раза. Потому как толку от такого штатива не много.

Если в случае фотоштативов стоимость даже очень хорошей и очень дорогой модели редко превышает $1000, то с видеоштативами все обстоит намного хуже. И в области цены, и в области их веса. Поэтому, если за Вами не едет микроавтобус со снаряжением, о нормальных видеоштативах приходится забыть. И снимать видео с фотоштатива. Но с видео головкой. Об этом — чуть позже.

Снижения веса без ущерба жесткости.

Не то, чтобы углепластик был единственной возможностью снижения веса. Есть еще алюминий и его сплавы, есть базальт. Но они тяжелее. Процентов этак на 30-40.

Пожалуй, бренд номер один в области качественных штативов — итальянская Gitzo . Очень хорошие штативы за очень существенные деньги. Если можете их себе позволить — берите, не пожалеете. Например, модели из серий Mountainer или Traveler с его особо компактным способом складывания прослужат Вам долгие годы.

Но не забывайте, что штатив подбирают не только по его собственному весу и максимальному весу камеры с объективом, но и по максимальному фокусному расстоянию объектива. Чем оно больше, тем более жестким должен быть штатив. Так, для зеркального аппарата с объективом 200мм при высоте штатива «в полный рост» производителем рекомендуется штатив GT2541L , для которого максимальный устанавливаемый на него вес составляет до 12 килограммов!

На мой субъективный взгляд, оптимум по моделям штатива для путешественника лежит где-то в области Gitzo GT1541 — GT2540.

Если штатив планируется использовать больше для видеосъемки, будет хорошо, если у его центральной колонны или у узла крепления головки к штативу есть возможность наклона (leveling) на 10-15 градусов во все стороны. Это упрощает выравнивание камеры по горизонту.

Один момент по поводу использования штатива.

Если хотеть максимальной жесткости, не стоит выдвигать центральную колонну. Она, при своем максимальном выдвижении, эту жесткость сильно понижает.

Для решения этой проблемы компания Kirk выпускает замену центральной колонны на вставку (FP-100, FP-200 ). К счастью, в последних моделях Gitzo Mountainer эту проблему, наконец, решил сам производитель — центральная колонна может быть удалена из штатива без дополнительных приспособлений. Если только вы готовы пожертвовать дополнительными 20см высоты.

Штативная головка для фотоштатива

Серьезные штативы продаются чаще всего без штативной головки. Ее подбирают так же, как и объектив для фотоаппарата — в разных случаях разные. Наиболее универсальные — это шаровые головки. Причем, если Вы не являетесь поклонником какой-либо одной марки, выбирать луше те головки, которые поддерживают наиболее широко распространенный стандарт быстросъемных площадок Arca-Swiss.

Законодателями моды здесь выступают как сама компания Arca-Swiss, так и компании Markins , Kirk , Wimberly , Really Right Staff и другие. Они выпускают большой ассортимент очень качественных и дорогих штативных головок.

Некоторые из этих головок (та же Arca-Swiss), хотя и зовутся шаровыми, таковыми по сути не являются. И содержат в основе своей не шар, а нечто слегка  яйцевидное. При повороте из вертикального положения в любую сторону сопротивление головки повороту плавно возростает. Это сделано для того, чтобы при ослаблении фиксации фотоаппарата он не «клюнул вниз» и не рухнул на землю вместе со штативом.

Легкая шаровая головка для путешествующего фотографа — это нечто с диаметром шара в области 25 — 40мм. Вес получается в районе 200 — 500гр. Не забудьте отдельно площадку (площадки) для имеющегося оборудования.

Площадки, устанавливаемые на камеры и объективы, соответствующие стандарту Arca-Swiss, желательно выбирать под свою модель камеры (объектива). В отличие от универсальных площадок, специализированные «сидят» намного надежнее и плотнее.

Если же цена на продукцию компаний «первого эшелона» покажется несколько завышенной, всегда есть возможность выбрать что-то из корейских или китайских аналогов .Только не надейтесь, что Вы получите «Gitzo за треть цены» :-)

При использовании штатива для уменшения вибрации пользуются автоспуском или дистанционным спуском. Для зеркальных камер лучше использовать предварительный подъем зеркала для уменшения вибрации.

В том случае, если Вы не мыслите своей жизни без съемки панорам, стоит обратить внимание на легкую панорамную головку.

К сожалению, основные бренды легких, «носимых» панорамных головок не производят. А производят нечто монстроподобное и очень дорогое.

В отличие от небольших специализированных компаний.

Например, вот такой нодальной головкой можно делать многорядные панорамы и входящие в моду 360градусные VR-панорамы . В Москву она, после заказа на сайте

Штативная головка для видеоштатива

Каких только замечательных видеоголовок не выпускают уважаемые производителя. Они и гидравлические, и с компенсацией веса камеры, и с возможностью делать панорамы сразу по двум осям. Но вес у них…

Одна из легких алюминиевых видеоголовок с гидравликой по обоим осям — Manfrotto 503HDV имеет вес около 2 кг. Явно не походный вариант.

Остаются, как и в случаев штативов, головки из композитных материалов.

Например Manfrotto 701RC2 — 0.8кг.

Или Gitzo G2180 — 0.6кг.

Особой плавности и сбалансированности, присущей «взрослым» видеоголовкам Вы с этими моделями не получите, Но это плата за снижение веса.

И еще — видеоголовки могут с успехом применяться для крепления на них фототехники. Только съемными площадками запаситесь, чтобы не перекручивать с видеокамеры на фотокамеру.

А вот обратное не верно — на фотоголовку видеокамеру ставить особого смысла нет.

производителя, приезжает за пару недель. Проверено.


Опубликовано: 20.07.2009




  • Дианка

    По себе знаю нужен легкий и более менее надежный

  • Шурик

    Легкий это понятно, но если это в горах он должен быть устойчивым!


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: