Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Виды и выбор освещения при фотографической съемке

 →  Фототехника

Виды и выбор освещения при фотографической съемке

Свет играет исключительно важную роль в фотографическом воспроизведении окружающего пространства. Объем и форма предметов, их цвет, фактура поверхности передаются на снимке благодаря освещению. При фотографической съемке используют как естественное освещение, так и свет искусственных источников.

При выборе световых условий решаются три основные задачи освещения: фотографическая, композиционная и изобразительная.

Фотографическая задача связана с чисто техническими вопросами:

1) определение правильной экспозиции,

2) создание на объекте съемки конкретного интервала освещенности и яркости, который сможет передать используемый фотоматериал.

При решении композиционной задачи фотограф выбирает такие световые условия, при которых объект съемки и содержание снимка в целом были бы переданы максимально выгодно с художественной точки зрения. Здесь в качестве элементов фотокомпозиции используют тени, блики, световые пятна и т.п. Благодаря свету, акцентируется внимание зрителя на основном объекте и скрываются второстепенные малозначимые предметы.

Изобразительная задача состоит в передаче объемности предметов и пространства на гладкой двухмерной плоскости фотографического снимка. Передача пространства достигается, например, тональной перспективой, т.е. изображением близко расположенных предметов более контрастными по сравнению с удаленными предметами.

Таким образом, съемочное освещение позволяет получить на фотослое правильно экспонированные изображения с передачей формы, объема, фактуры и цвета (или тона) объектов, с точным соответствием результатов съемки поставленной технической и художественной задаче (обеспечение этих условий обнаруживается после обработки экспонированного фотоматериала).

По характеру освещение может быть светотеневым или тоновым. При светотеневом освещении объем объекта съемки четко выражается с помощью яркого света и тени. Этот вид освещения создается направленным светом, падающим на объект под некоторым углом. Тоновое освещение характеризуется нечетким выражением объема объекта съемки. При этом объект освещается или рассеянным светом, или светом, направленным параллельно оптической оси объектива фотоаппарата.

Иногда, кроме светотеневого и тонового освещения, применяется так называемые локальное и силуэтное освещения. При локальном освещении световой пучок падает на ограниченную часть объекта или съемочного пространства. Силуэтное освещение характеризуется тем, что передний план затемнен, а предметы, находящиеся в глубине кадра, освещены более сильно. Объект съемки обычно освещается в помещении несколькими источниками света, различающимися между собой по направлению светового потока и относительной интенсивности, что дает неодинаковые освещенности на разных участках объекта. Эти элементы носят название ?светов?.

Различают следующие шесть видов света:

1) общий заполняющий;

2) основной направленный (рисующий);

3) выравнивающий;

4) моделирующий;

5) контровый;

6) фоновый.

Общий заполняющий свет обеспечивает проработку деталей объекта съемки, находящихся в теневых участках.

Основной направленный (рисующий) свет — наибольший по интенсивности, предназначен для освещения сюжетно-важной части объекта съемки или нескольких объектов. Он обеспечивает разницу освещенностей объекта и передает объем, форму и фактуру поверхности предметов, изображенных на снимке.

Выравнивающий свет подсвечивает теневую сторону объекта съемки и создает тем самым необходимый световой баланс между светлыми и затемненными участками. В качестве источника выравнивающего света иногда используют экраны-отражатели.

Основное назначение моделирующего света — создание бликов и теней необходимых размеров и формы в целях получения того или иного эффекта, например подсветка глаз, волос и т.д.

Контровый свет служит для обрисовки контура объекта и отделения его от фона.

Фоновый свет предназначен для создания необходимого уровня освещения поверхности фона.

К каждому из этих основных видов света предъявляются свои требования. В связи с этим конструируются специальные осветительные приборы, различающиеся между собой по характеру излучения, мощности, возможности изменять диаметр и интенсивность светового пучка и т.д.

Освещение также может быть:

1) простым — свет имеет одно направление;

2) сложным — свет идет от нескольких источников в разных направлениях;

3) прямым — лучи света падают на поверхность объекта под углом больше 45?;

4) косопадающим — лучи света падают на поверхность объекта под углом меньше 45?.

Естественное освещение.

Особенностью этого вида освещения является его непостоянство как по интенсивности, так и по спектральному составу. Факторы, влияющие на дневное освещение, делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные факторы воздействуют на дневное освещение закономерно. Это время года, высота солнца и т.п. Примерами нерегулярных факторов можно назвать состояние погоды, дымку и др.

С увеличением высоты солнца постепенно повышается интенсивность света. В зависимости от этого день принято делить на три периода:

1) эффектное освещение — высота солнца от 0? до 15?;

2) нормальное освещение — высота солнца от 15? до 60″;

3) зенитное освещение — высота солнца свыше 60″.

Период эффектного освещения является недостаточно благоприятным для съемки. Он характеризуется малой освещенностью, повышенным содержанием оранжево-красных лучей, а также резкими контрастами в световом и цветовом отношениях.

Период нормального освещения наиболее благоприятен для фотографической съемки. Для него характерны высокая освещенность, небольшая световая и цветовая контрастность; в продолжении всего периода спектральный состав света изменяется мало.

Период зенитного освещения отличается очень высокой разницей в освещенностях горизонтальных и вертикальных поверхностей и в фотографическом отношении является наименее благоприятным.

Искусственное освещение.

В практике фотографической съемки большое применение находят источники электрического света. Основными из них являются: электрические лампы накаливания, люминесцентные лампы, импульсные газоразрядные лампы.

Источники электрического света различаются по световым и электрическим характеристикам. К световым характеристикам относятся: световой поток, светоотдача, спектральный состав, характер распределения света, срок службы лампы. К электрическим — напряжение, сила и вид тока, мощность, схема включения лампы в электросеть.

В группу электрических ламп накаливания, используемых в фотографии, входят:

1) нормальные осветительные,

2) фотографические,

3) прожекторные,

4) кинопрожекторные.

Все они относятся к газонаполненным и отличаются друг от друга формой, размерами колбы, конструкцией цоколя, формой светящегося тела.

В последнее время в нашей стране и за рубежом все большее применение находят новые источники света — кварцевые галогенные лампы. В качестве галогена обычно используется йод. Галогенные лампы имеют вольфрамовую нить накала, в принципе не отличающуюся от нити других ламп накаливания, заключенную в кварцевой колбе небольших размеров. В колбе, кроме инертного газа, содержится небольшое количество йода.

По сравнению с обычными лампами лампы с йодным циклом имеют следующие преимущества:

1) меньший габарит,

2) больший срок службы,

3) более высокую световую отдачу,

4) не изменяющиеся в течение всего срока службы световой поток,

5) спектральный состав излучения.

Кроме перечисленных ламп накаливания, большое применение находят так называемые зеркальные лампы типа ЗН, представляющие собой законченный осветительный прибор с отражающей поверхностью. Передняя стенка зеркальных ламп матирована.

В практике фотосъемки иногда находят применение люминесцентные лампы, которые отличаются друг от друга по мощности, спектральному составу излучения, размерам колбы. К люминесцентным источникам света относятся:

1) лампы типа ЛД (люминесцентные дневного света),

2) ЛБ (люминесцентные белого света),

3) ЛХБ (люминесцентные холодного белого света),

4) ЛТБ (люминесцентные теплого белого света).

В экспертной практике широко применяются импульсные лампы-вспышки, так как очень часто осмотр мест происшествий осуществляется в условиях недостаточного освещения (фотографирование в помещениях, в сумерках, ночью, на рассвете).

Фотовспышки в зависимости от электропитания подразделяются на:

1) сетевые ? с питанием только от сети переменного тока;

2) автономные — с питанием от встроенных батарей или аккумуляторов;

3) универсальные — с питанием и от сети, и от батарей.

Основными характеристиками фотовспышки являются:

1) энергия;

2) ведущее число;

3) длительность светового импульса;

4) угол излучения.

Энергия фотовспышки зависит от емкости накопительного конденсатора и напряжения на нем и измеряется в джоулях (Дж).

Ведущее число — произведение числа диафрагмы на расстояние от фотовспышки до объекта фотографирования в метрах, при котором получается нормальное экспонирование фотопленки:

G= ДR

где Д — диафрагма;

R — расстояние до фотографируемого объекта.

Ведущее число определяется для чувствительности фотопленки 65 единиц и записывается в паспорт фотовспышки. При известных значениях ведущего числа и расстояния фотографирования легко определить диафрагму. Например, если ведущее число равно 24, а расстояние до снимаемого объекта 3 метра, то значение диафрагмы:

Д = G/ R= 24/3 = 8.

Выдержка при фотографировании с фотовспышкой постоянна и равна 1/30 с, потому что только при данной выдержке шторный затвор обеспечивает ширину щели, равной полному открытию кадрового окна. В современных фотоаппаратах это обеспечивается на выдержке 1/60 с и даже 1/125 с.

При использовании фотопленки другой чувствительности, например, 130 единиц, новое ведущее число вычисляется по формуле:

G(130)=G(65)корень(130/65)=G(65)1,41

Обычно для удобства пользования фотовспышкой на нее наносится таблица со значениями диафрагмы для различных чувствительностей пленки и расстояний до фотографируемых объектов или устанавливается калькулятор.

Длительность светового импульса различных фотовспышек находится в пределах от 1/2000 с до 1/500 с.

Угол излучения обычно составляет 60-70 градусов, что позволяет использовать не только нормальные, но и широкоугольные объективы. При съемке с длиннофокусными объективами фотовспышку необходимо размещать в непосредственной близости со снимаемым объектом.


Опубликовано: 14.07.2009





ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: