Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Немного о велотуризме

 →  Туризм

Немного о велотуризме


Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте — движение по маршруту используя карту и легенду. Спортивный Велотуризм — это многодневное командное велоралли.

СТАРТ в велотуризме — это посадка в плацкартный вагон поезда или погрузка в самолёт (если район проведения велопохода находится вдали от дома). Уже с этого момента начинается борьба (поверьте, это не преувеличение) всей группы, во главе с руководителем, за успешное прохождение маршрута. Борьба эта ведётся в отрыве от столовых, веломастерских, мягких постелей, а в сложных велопоходах и без магазинов, источников воды (например в тайге, пустыне или высоко в горах). В таких условиях очень важна дисциплина и слаженность действий всех участников велопохода.

Выгрузка из поезда, регулировка велосипеда, крепление велорюкзаков со снаряжением в котором находится всё, что необходимо путешественнику удалившемуся от всех благ цивилизации: дом-палатка, постель-спальник, столовая-котлы, веломастерская…

Далее дорога идет от одного города к другому, от одного села к другому, от ориентира к ориентиру, от одного родника к следующему… Дорога эта бывает разная: от хорошего асфальта, до грунтового лесного просёлка, пешеходной туристской тропы и даже езда просто по азимуту, прохождение ледников и речек вброд, а также многих других препятствий которых не встретишь просто катаясь по городу.

На обед группа останавливается, как правило, в живописном месте, разводится костёр для чая, завхоз выдаёт дежурным продукты и после отдыха группа снова движется по маршруту. Вечером выбирается место для установки палаток рядом должна быть вода, река или море для купания. Разводится костёр, ставятся котелки с водой для приготовления дежурными вечернего супа и чая. Распаковываются велорюкзаки, устанавливаются палатки, выкладываются коврики, спальники и другое личное, и общественное снаряжение. После плотного ужина — посиделки у костра, задушевные разговоры о велосипедах, велопоходах, о жизни, о вечном… А утром, завтрак, сборы — весь распакованный лагерь укладывается в велорюкзаки и — снова в путь.

На сегодняшний день существуют следующие типы велосипедов:

Шоссейно-гоночные велосипеды. (Road Bikes) Предназначены для спортивных гонок, марафонов и просто любительской езды по дорогам с гладким твёрдым покрытием.

Спортивно-туристские — (Multitrack Bikes) Для многодневных велопоходов по различным дорогам с перевозкой груза 12 -18 кг.

Дорожные — City Bikes) Езда по городу с небольшим грузом.

Горные — MTB (Mountain Terrain Bikes) Езда по горным дорогам и тропам без груза, от турбазы к турбазе.

Tриальные — BMX (Bikes Moto-cross) Короткие дистанции типа мотокросса и триала.

Каждый тип велосипеда может комплектоваться определённой группой (классом) навесного оборудования.

Перечислим эти группы, начиная с самой элитной и следовательно самой дорогой и легкой: XTR, Deore XT, Deore LX, STX-RC, Alivio, Acera-X, Altus, и Tourney — самая простая, дешёвая, и тяжёлая. Из существующих импортных типов велосипедов, наиболее полно подходит для проведения многодневных велопутешествий это Спортивно-туристские (Multitrack Bikes) велосипеды. Хороший фирменный спортивно-туристский велосипед можно купить за 400-900 долларав. В этой ценовой «вилке» находится, например, велосипеды Trek, Gary Fisher и целый ряд велосипедов трекинговой серии тайваньской фирмы Wheeler и ETW (торговая марка Trekking Fox). Отличительной чертой таких велосипедов является большой диаметр колёс — 28 дюймов ( in ) или 622 мм. Гораздо легче купить импортный велосипед легкодорожного типа (City Bike). Ценовой диапазон этих велосипедов — 300-500 долларов. Этот тип велосипеда имеет 18-21-24 передач, багажник, хром-молибденовую или алюминиевую раму, колёса на 36 спиц и диаметром 26 in = 590 мм. или 28 in = 622 мм. Навесное оснащение может быть класса от Alivio до STX-RC, Deore. В несложных велопоходах вполне сгодится и класс Tourney.

При выборе велосипеда учитывайте, соизмеряйте свой рост с размером рамы. Размер рамы, как правило, указан на вертикальной трубе — 16 in — 17 in = 155-165 см. рост велосипедиста; 18 in — 19 in = 165 -175 см. роста; 20 in — 21 in = 180 — 200 см. роста.
Не стремитесь к более жесткой и легкой раме не Вашего, меньшего, размера. Если Вы выберете маленькую раму при своем большом росте — прийдется ставить длинную подседельную трубу, а это приведет к повышенным нагрузкам в креплении подседельной трубы в раме и, как следствие, вероятность появления трещины в том районе.

Выбор диаметра колеса: 26 или 28 дюймов? Это всё ещё является предметом полемики. Каждый размер колеса имеет свои «плюсы» и «минусы», но для велопохода всё-таки, на мой взгляд, предпочтительней диаметр 28 дюймов. Резину для велопоходов 1-3 к.с. лучше выбирать не «злую», а «полу-слик». Передняя подрессоренная вилка уменьшает утомляемость рук и верхнего плечевого пояса, но вместе с этим уменьшает «информативность» руля, усложняет управляемость, и поэтому передний подвес должен быть по-жестче.  Велосипед для велопохода должен быть как можно легче: для этого снимают всё лишнее — подножки, железные крылья и прочую мишуру.

Очень важным является подбор велобагажника, велорюкзака и велочехла. В спортивных велопоходах основной груз перевозится в велорюкзаке и расположен он на велобагажнике, но ни в коем случае не на спине! (на спину можно небольшой рюкзачок на 3-4 кг.). На импортную раму можно установить хороший импортный багажник 20 — 25 долларов и велорюкзак 40 — 90 долларов (обычно 3-х объёмные: две боковые сумки по 20 л. и одна сумка 20 л. сверху).

Для поездки на велосипеде в течении нескольких часов достаточно взять с собой 2-3 ключа, запаску и насос. В многодневном велопоходе, проходящем порой по ненаселённой местности, каждому участнику должно быть комфортно на велосипеде, он хорошо и калорийно должен питаться, удобно и спокойно отдыхать. Для обеспечения этого приходится брать с собой следующее снаряжение: палатки, спальники, костровые принадлежности, котлы, продукты питания, фляги для воды, ремонтный набор, велочехол, фотоаппарат, медицинскую аптечку, одежду для разных погодных условий и велорюкзак — куда всё это можно было бы сложить, и везти с собой на багажнике велосипеда, не мозоля себе спину.

Организация питания в велопоходе. Дневной рацион. Водно-солевой баланс.

В велопоходе велотурист активно работает на свежем воздухе и поэтому необходимо своевременно пополнять затраты жизненной энергии.

Примерный дневной рацион базового питания на маршруте:

Завтрак — овсяная каша (рис, манка и др.) с изюмом, курагой, другими сухофруктами и банкой сгущёного молока, — чай (кофе) с сахаром, печенье, конфеты.

Обед — чай (кофе), хлеб, чеснок, рыбные консервы, сыр.

Ужин — суп туристский , чай, печенье…
Для приготовления производится закупка продуктов: картофель, морковь, лук, подсолнечное масло, чеснок, гречка (или другая), банка тушенки (510 гр.), специи. На первые два дня закупается дома, а затем производится пополнение в магазинах по ходу маршрута. Если в группе встречаются вегетарианцы , то в таких случаях Завхоз идет им навстречу и организуется что-то альтернативное.

Это приведен так называемый «Базовый рацион», но никто не запрещает вам во время остановки возле магазина купить себе на вечер что-то вкусненькое или для немедленного употребления возле магазина.

В общественном снаряжении есть два котла (для супа и чая), костровые принадлежности, половник, шинковочная доска. В личном снаряжении участника должен быть набор КаЛэМэНэ — кружка, ложка, миска, нож. Во время движения каждый участник имеет с собой печенье, конфеты, сухофрукты для пополнения энергии между Завтаком — Обедом — Ужином.

Для поддержания в организме баланса ионов натрия (Na) и калия (Ка) отвечающих за сокращение и релаксацию мышц тела, а также сердечной мышцы, в рационе питания обязательно присутствуют: поваренная соль ( ионы Na) и сухофрукты (ионы Ка). С собой (на раме, заплечном рюкзачке…) необходимо иметь личную флягу для воды 0,7 — 1,0 л., которой вы пользуетесь во время движения (пополняем воду на общих остановках). Для приготовления ужина-завтрака каждый участник должен иметь 3-4 литра воды (удобны 2 ПЭТ-бутылки по 1,5 — 2,0 л.) — этот запас набирается ближе к вечеру и используется на бивуаке. Этот запас воды относится к общественному грузу и используется только для приготовления пищи для всех.

Привалы и ночлеги, их организация, периодичность отдыха.Требования к месту установки лагеря.

Отдых во время велопохода днём, на активной части маршрута, проводится через каждые 45-50 минут. Могут быть и остановки «по требованию» — технические, санитарные. Продолжительность 15-20 минут в это время обычно происходит и небольшой «прекус»- для восстановления энергетических потерь. На обед останавливаются на час-полтора, желательно в удобном и живописном месте. Если есть возможность быстро сделать чай — разводят костёр или на газовой горелке.

Место для остановки на ночь, прежде всего, выбирается в таком месте где:

— минимальны опасности природно-метеорологического и антропогенного характера.
— Природные опасности — скотопрогонная тропа, близость большого муравейника, нависшие сухие стволы деревьев, возможность камнепада, подъём уровня воды, поляна с густой травой в районе заражённом энцефалитным клещом и прочее подобное.
— Антропогенные опасности — места скопления отдыхающих автомобилистов и прочей веселящейся публики. Не ставить лагерь сразу за населённым пунктом (или отъехать по-дальше).

— может поместиться необходимое число палаток. Желательно с морем или водоёмом (питьевую воду обычно набирают в последнем, перед ночёвкой населённом пункте, колодце, роднике в две двух (полтора)-литровые пэт-бутылки на каждого участника). Место ночёвки, по крайней мере, не должно быть видно с дороги. Если ночёвка в посадке, такие ночёвки характерны для южных и центральных областей Украины — отъезжают от дороги как можно дальше, до 1 км. На месте ночёвки должны быть дрова, сушняк для костра. В горной местности на месте ночёвки не должно быть «свежеупавших» камней — «свежесть» камня определяется по мху и прочей растительности на камне. Не ставить палатки в пойме реки, особенно горной, в которой возможны не предсказуемые подъёмы уровня воды — где-то в горах пройдут сильные дожди, а вы увидите, какбы ничем не спровоцированный подъём воды.

Особенности езды с грузом. Движение на крутых подъёмах и спусках. Транспортировка велосипеда и груза на сложных участках.

В велотуризме сложными участками называют дороги без покрытия или тропы с большой крутизной (16-24%). На сложных участках стараются как можно дольше передвигаться в седле или пешком, но не снимая велорюкзак с велосипеда. Когда тропа очень крута и есть опасность падения по склону, тогда приходится снимать велорюкзак с велосипеда и навъючивать его на себя. Для этого в сложных велопоходах, где встречаются такие участки, велорюкзаки должны быть с лямками или берут с собой отдельный простой рюкзак в который перегружаются вещи. На крутой тропе велосипед держится со стороны обрыва. Иногда, на очень протяжённых горных тропах с завалами и осыпями, с велосипеда снимают одну педаль обычно с той стороны с которой его ведёт велотурист (лучше с обеих сторон). Это делается для того, что бы педаль не задевала и не травмировала ногу велотуриста.

При езде на нагруженном велосипеде применяется более эффективное и заблаговременное торможение. При подъезде к повороту серпантина, тормозить для снижения скорости, надо только на прямом участке дороги обеими тормозами (задним сильнее), а при входе в поворот можно ослабить давление на ручки тормозов (передний можно совсем отпустить). Для обучения прохождения спусков с витками серпантина, лучше всего пристроиться за более опытным велотуристом (дистанция 8 -10м.) — своей скоростью и траекторией прохождения он покажет ту оптимальную скорость на прямых участках спуска и поворотах серпантина.

Безопасность при проведении велопохода. Меры предосторожности. Тренировочные выезды перед велопоходом.

В велосипедном путешествии отдельного участника и всю группу в целом поджидают опасности о которых надо знать, и стараться избегать.

Опасности можно распределить по следующим группам:

Природно-географические

Климато-метеорологические

Антропогенного характера

Безопасность велопохода начинается с момента его планирования — за несколько месяцев. Надо узнать о районе предполагаемого маршрута, как можно больше. Для этого используется: интернет, газеты, радио, специальная литература о : политической обстановке, климате, природных явлениях, опасных растениях и животных…

Например, недостаток знаний о климатических условиях — В апреле — мае одна группа велотуристов проводила очень сложный велопоход по Карпатским полонинам массива Черногора и не смогла пройти некоторые запланированные перевалы, и участки маршрута из-за высокого уровня снежного покрова.

О ядовитых, опасных растениях и животных тоже вроде всё понятно — В одном из майских велопоходов по Туркмении один из участников получил сильное пищевое отравление из-за того, что, вопреки предупреждениям инструктора, съел икру рыбы пойманной в реке Сумбар. В большинств видов Среднеазиатских рыб можно есть только мясо, а вот их внутренности, темная брюшная плёночка и икра ядовиты.

Знать и соблюдать правила дорожного движения. Прежде всего, вся группа и каждый велотурист в отдельности являются участниками дорожного движения и следовательно все должны сторого соблюдать правила дорожного движения — ПДД.

Соблюдать личную гигиену. Во избежание расстойства желудка, возникновения потёртостей и прочих болезней которые могут нанести вред вашему здоровью и, как следствие, задержать группу. Не есть неизвестные фрукты и ягоды, не трогать неизвестных животных и насекомых. Знать и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь.

В велосипедном походе есть одно незыблемое правило — С местными представителями администраций посёлков, лесниками и прочим праздношатающимся людом, общается руководитель-инструктор. Если к вам подходит человек из перечисленных категорий и начинает что-то говорить, расспарашивать, или даже требовать, то недальновидный участник начинает рассказывать: какой дорогой, за 800 баксов, у него велосипед, что он приехал из Москвы и что группа будет останавливаться на ночлег — вон за тем леском, у озера… Хороший участник говорит следующее — варианты: «Моя, твоя не понимай… Я сам не знаю, что здесь делаю… Сами мы не местные… Мы едем к морю… Вон, наш руководитель, — он всё знает…»

Во время ночёвки велосипеды ставятся «валетом» (руль-седло) возле палаток, связываются стальным тросиком с петлями на концах, длиной метра три-четыре (им можно опутать все рамы и колёса велосипедов), замыкается хорошим замком и накрываются большим шелестящим полуэтиленовым тентом. Общественные котлы ставятся под велосипеды, а личная посуда накрывается обеденной клеёнкой. Велорюкзаки с малоценными вещами можно оставить на велосипеде, а ценные вещи, спальные принадлежности, тёплую одежду положить в палатку, под голову.

Перед выездом в категорийный велопоход проводятся совместные тренировочные выезды это в основном, велопоходы выходного дня — ПВД. В них участники предстоящего велопохода знакомятся, проводят скатку, на практике узнают правила движения в группе.


Опубликовано: 02.11.2009




  • Соня

    Нечего себе немного,очень даже подробно! Благодарю

  • Анастасия

    Я давно уже занимаюсь вело туризмом, и всем советую, а главное, моей мечтой было побывать в разных уголках мира и конечно же с моим железным конем!

  • Артём

    А я вот недавно занялся вело туризмом, много подчеркнул из статьи…
    Благодарю, понравилась!

  • Jack

    да супер отдых, поехать бы с друзьями в велопоход =) но не у всех есть велосипеды.

  • Иван

    мы третий год ездием с друзьями в поход и я знаю как надо вести себя там и что брать так что эта статья полезна!!!


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: