Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Почему у музыкальных нот такие странные названия?

 →  Искусство, Музыка

Почему у музыкальных нот такие странные названия?

Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления.Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку.

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Ареццо, Тоскана

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

голосами своими

смогли воспеть

чудные деяния твои,

очисти грех

с наших опороченных уст,

о, Святой Иоанн»)

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Ла Скала, Милан. И здесь по нотам музыка звучит…

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Культура Италии неповторима и многогранна, а ее музыкальная составляющая – бесценна. Тем более это касается «технической стороны» музыки – нотной грамоты. Как всем хорошо известно, сама музыкальная гамма состоит из нот, но об истории их происхождения мы почти ничего не знаем. Как вы уже догадались, родились они именно в Италии.

Сегодня можно с уверенностью утверждать – вся музыка на земле, начиная от «Марсельезы» и заканчивая произведениями ВИА «Песняры» не смогла бы найти свое письменное выражение, если бы не средневековый итальянский монах, теоретик музыкального искусства и блестящий теолог Гуидо д’Ареццо (ок. 993 — ок. 1050).

Появившись на свет в крошечной деревеньке Talla in Casentino, что под Ареццо (отсюда и его имя) около 993 г., Гуидо юношей принимает монашество в Помпозе. В то время это был один из богатейших и прогрессивнейших итальянских монастырей, расположенный в дельте реки По. Как и любой средневековый монастырь, Помпоза – не просто место несения монашеского служения Богу. Это, прежде всего, культурный центр – здесь развивается музыка и живопись, закладываются основы ораторского искусства. Делается все это, безусловно, с уклоном в религиозную философию – и Гуидо целиком посвящает ей всю свою жизнь.

В Средние века музыка выступала в роли одного из семи «свободных» искусств, чье распространение не контролировалось всесильной католической церковью. Более того, ее чрезвычайная ценность всегда учитывалась ватиканскими иерархами: музыка считалась математической наукой, и входила в Квадривиум (курс светского образования) вместе с геометрией, алгеброй и астрономией. Единственным недостатком музыка обладала с точки зрения методики преподавания – ее нельзя было записать. Она существовала только в виде монашеских песнопений, передававшихся «из уст в уста». Весь огромный перечень молитв требовалось заучивать наизусть – а ведь во время литургии они могли длиться часами. Монашеский курс их изучения длился десять лет.


Опубликовано: 12.04.2010





ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: