Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Суть фильмов Годара

 →  Кино

Суть фильмов Годара

Что же позволило прорвать замкнутый круг после всех испытаний, прошедших под знаком «супер-эго» в кино? Инструмент прорыва был найден Годаром в «Номере два» в признании радикальной «инакости» женщины, различия, позволившего подойти вплотную к тем вопросам, которые формулировались до этого в слишком общей форме фильма и пересмотреть их: к вопросам об обществе, языке и равенстве. Теперь их удалось поставить на материале малых сообществ (а не больших конгломераций): супружеской пары, семьи (любовь/работа, родители/дети, тело/завод, желание/насилие и т.д.) . Признание этой „инакости» Годара совпадает с признанием бессознательного (которое больше не смешивается с «нечистой совестью» или иным сознанием), позволяющим отныне видеть в децентрации языка, влечения или образа своего Я начато, формирующее человеческие образы в фильме. Это признание одновременно уничтожает типичную для кинематографа форму эго, центрированного субъекта, то есть персонажа (героя или анти-героя). Вместо того, чтобы изображать его стремящимся к воображаемой целостности ложно понимаемого Я, фильм Годара демонстрирует его нам в его оговорках, вытеснениях, в том. что ускользает из-под его контроля, в его экстериоризированном существовании (языке, отношениях, общественных нравах).

Суть фильмов Годара

Эта децентрация не допускает мужчину и женщину в центр фильма Годара, потому что цель его не заключается в демонстрации их слепоты в отношении самих себя и того, что их определяет и формирует. Уже давно в кино лентах Годара заметен особый интерес: к пространству между людьми, между вещами. В фильме «Безумный Пьеро» этот интерес высказан дважды, в цитате из Эли Фора о Веласкесе (который «после пятидесяти никогда не писал определенной вещи. Он всегда бродил вокруг вещей, работая воздухом и сумерками…»), а затем в пародийной декларации Фердинанда, имитирующего Мишеля Симона: «Не описывать больше жизнь людей, но просто жизнь, жизнь саму по себе; то, что существует между людьми, пространство, звук и цвета». Вот к чему хотел прийти режиссер Годар.

Суть фильмов Годара

«Жизнь», просто «Жизнь» — таким был первый вариант названия фильма «Спасайся, кто может». Мы еще проследим движение от первоначального замысла к завершенному фильму в процессе переработки сценария — к фильму, который — несмотря на участие сценариста-профессионала Жана-Клода Каррьера — так никогда и не превратился в историю, в рассказ со своей внутренней логикой и драматическим развитием, со своими характерами. В итоге «Пространство, звук, цвет» — эти три элемента, существующие «между людьми», определяют и материальные слагаемые фильма Годара (изображение и звук).


Опубликовано: 04.02.2012




© Копирование материала разрешено только с указанием активной ссылки на Readmas.ru


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: