Узнаете то, чего не знали, увидите то, о чем только слышали

Появление граффити в Нью-Йорке

 →  Граффити

Появление граффити в Нью-Йорке

«Сколько людей может пройтись по городу и потом доказать, что имено там они были? Для этого всего лишь необходима надпись » Я здесь был» . Я сделал ее своей рукой. Я, черт побери, существую!» OMAR, NEW YORK (Walsh 34-35).

Перенесемся в Нью-Йорк начала 1960-х, когда молодой Julio с 204 street (район города неизвестен), начал писать свой «tag» (nickname; псевдоним) Julio 204 в метро. К 1968 году его тэгом были подписаны все части города. Но само явление писать граффити обрело популярность, когда молодой 17 летний грек Demitrios из Washington Heights — района Manhattan-а ставил тэг «Taki 183» по всему Нью-Йорку, в особенности в подземке. В 1971 репортер из ‘New York Times’ с целью узнать смысл этого послания нашел Taki и взял у него интервью. Статья ‘Taki 183 spawns pen pals’ стала первой из рода статей, посвященных граффити.

В течение последующего года и после выхода упомянутой статьи феномен самовыражения молодежью посредством расписывания подземки возрос до такой степени, что это стало целым движением, и впоследствии его стали назвать хип хоп граффити.

История граффити достоверна до этой точки, и была рассказана много раз в различных публикациях. Однако, по мере развития граффити и становления более популярной культурой, повествование становится более запутанным и неоднозначным. Уместно привести слова Haze:

«не существует единой истории граффити. Она зависит от района, в котором вы жили, от года вашего рождения, тех линий метро, по которым вы ездили… и то что вам удастся узнать — лишь чья то личная история граффити» (Molotov Cocktail 4).

Метро Нью-Йорка.

Во времена зарождения граффити райтеры и поезда имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для граффити, она была иконой для граффити райтеров, которые стремились, чтобы их работы увидела и публика и другие райтеры.
Как утверждает Smith:
«другие райтеры — единственная вещь, которая что-то значит».(Chalfant & Prigoff 28).
Phase 2 добавляет:
«в среде райтеров признание от себя подобных доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие. У нас никогда не было цели быть принятыми публикой и кем-то там еще» (Phase 2 in rap pages 55).

Таким образом, можно предположить, что райтеры создали «альтернативную систему общения для ребят, которые, так или иначе, имели доступ к широрким проспектам уличной информации» (Ferrell 83).
У райтеров были линии метро, которые они предпочитали в зависимости от поверхности поездов и их маршрутов. Лучшие райтеры города всегда поглядывали на 5 и 2 номер Lexington Avenue Express, как на вагоны высшего сорта для своих работ, которые объезжали обширные территории города. Это помогало быть признанными и стать известными. Опасность находящегося под напряжением «3-го рельса», вероятность быть арестованным и другие неприятности лишь добавляли адреналина и желания сделать «бросок» (‘getting up’).

Граффити также писали и на стенах, зданиях и т.д., но подземка имела такую огромную притягательность, что была вне конкуренции — «Визуальная доступность, огромное количество посетителей и связь с другими такими же парнями по городу» (Chalfant & Prigoff 8).
Подземка также подчеркивала направленность и движение — чего сложно достичь на стенах, она вносила жизнь в исходно неподвижные буквы.

Формы

Существует 7 фундаментальных форм граффити и хотя существует множество, больше тысячи различных стилей, формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формы характеризуются сложностью, расположением и своими размерами. Иерархический порядок граффити форм представлен ниже:
TAGS (тэги) — уже упоминавшиеся тэги являются nickname-ом райтера, росписью псевдонима и простейшей формой граффити. Тэги используются для того, чтобы имя райтера было «на виду», чем их больше, тем больше «слава» райтера. Хотя большинство тэгов выглядят похоже, для знающего человека, тэг как отпечаток пальца — единственная в своем роде смесь всех элементов райтера.

Как утверждает Futura 2000:
«Имя и тэг — одно и то же, в граффити тэг вас идентифицирует, он как ваш логотип. Это способ представить себя миру, что то наподобие «я здесь»»(Wagstaff).

Если райтер будет ставить только свой тэг  и не будет пользоваться другими формами граффити, это сузит его кругозор и понизит его авторитет среди райтеров. Впоследствии они даже могут называть его «toy» (неопытный, низший по качеству).

THROW-UPS -(фроу-апс) — «набросок» — более развитая форма тэга, которая обычно быстро наносится на поверхности поездов, стен и т.д. с помощью баллона. Райтеры обычно используют bubble letters (буквы-пузыри) для того, чтобы набросать имя из 2-3 букв.
Обычно используются два цвета, один для outline (контура), а другой для fill-in (заполнения). Эта форма является наиболее быстрым способом создания больших кусков работ.

PIECES — (писес) — куски, картины — это термин, используемый для шедевров (masterpieces). Куски считаются наиболее выдающейся формой граффити. В кусках обычно используется большее число букв , чем в набросках и они выполнены более тщательно. Super Кool 223 — это ему приписывается создание первого masterpiece в 1972, при помощи технологии ‘fat cap’ (насадок дающих широкую линию (от 3см)). Super Kool понял, что заменив «родную» насадку на широкую, снятую с баллона с пеной для волос, он сможет покрыть большую поверхность быстро и без проблем. Эти технические инновации способствовали превращению граффити в более широко известную форму искусства. Когда часть вагона подземки покрыли куском работы более длинным, чем сам вагон и покрывающим окна, зародились еще несколько форм:

TOP TO BOTTOMS (сверху донизу) — это определение относится к кускам которые покрывают часть вагона с верху донизу, но не по всей длине вагона.

END TO ENDS (от края до края) — судя из названия — работа, покрывающая вагон от одного конца до другого, но не полностью по высоте.

WHOLE CARS (целый вагон) — это полностью закрашенный вагон метро — сверху донизу и от края до края (включая окна). Первый «целый вагон» сделал в 1973 Flint 707, это было вдвойне потрясающе, поскольку кусок был выполнен в 3-D. «Целый вагон» — довольно большая поверхность, это 20 футов в длину и 12 в высоту, около 20 баллонов краски и восемь или более часов работы. Так что эта работа зачастую выполнялась группой райтеров или «crew». Все те кто делали часть куска были поделены между собой в соответствии с опытом и положением в команде. Дизайн (конструкцию — контур и цвета) планировался райтерами заранее в «black books» (тетради с набросками). Из-за большого количества краски необходимой на вагон, райтеры обычно воровали краску необходимую для работы.

Райтеры сделавшие «целый вагон» были почитаемы среди других райтеров, особенно когда вагон был выполнен в хорошем стиле. В середине 1970-х «целые вагоны» действительно стали граффити шедеврами, включающие в себя: карикатуры, фоны, послания (некоторые содержали социальную критику, например кусок Lee «Stop the Bomb» в 1972), различные действия (сценки) и хорошо известные мультипликационные персонажи взятые из американской поп культуры. Андеграундный комический художник Vaughn Bode (1941-1975), заметно повлиял на большое количество райтеров, которые использовали его персонажей в своих кусках.

WHOLE TRAINS (целый поезд) — незадолго до создания первого «целого поезда» — «the freedom train» («поезд свободы»), который создали 4 июля 1976 года Caine, Mad 103 и Flame One, «целый вагон» считался наивысшей достижимой формой граффити. Жизнь «поедза свободы» была очень коротка — появилось регулярное обслуживание поездов и он был перекрашен уже на следующий день.

Lee, из ‘the Fabulous Five’ crew говорит что этот шаг со стороны властей был «… глупым. Эти райтеры сделали нечто для Соединенных Штатов и кто то настучал на них и их схватили» (Castleman 36). Второй «целый поезд» который был создан, был «The Christmas Train» («Рождественский поезд»), его сделали в 1977 члены The Fabulous Five, Lee, Mono, Doc и Slave. Lee так описывает возбуждение от увиденного публикой поезда, в интервью Craig Castleman:

«… Все райтеры были там … Станция была полна народу и я знаю, что это было потрясением для всех, журналисты из Wall Street Journals в их классических костюмах … они увидели «целый поезд» и каждый подумал ‘oh shit!’… Они возможно и не догадывались, что это было граффити; возможно они думали что городские власти сделали нечто приятное для них. Они наверное думали, что власти заплатили художникам за это.» (castleman 10-12).
Однако, целые поезда были редкостью, в основном райтреры в поисках своей славы делали по два вагона (изветными под названием «worms» — черви).

Стиль

Из-за того, что все больше и больше молодежи начинали ставить свои тэги, появилась необходимость развивать уникальный стиль, различные размеры и цвета которые остаются и развиваются от одной работы к другой. Vulcan описывает это:
«Самой важное это стиль! Он определяет тебя».(Writing From The Style Underground 5).
В середине 1970-х, выразительные стили написания букв стали главным объектом райтеров — это стало особенно уместным после того, как райтер из филадельфии Top Cat 126 прибыл в Manhattan, неся с собой свой особый стиль написания букв, который он перенял у другого райтера, легендарного Cornbread. В последствии, много райтеров Manhattan-а переняли этот стиль «длинных, тонких, тесно упакованных букв стоящих на маленьких платформах … имеющих также прозвище ‘Broadway Elegant'» (castleman 55).

Другие районы Нью-Йорка также развивали свои собственные стили, которые могли сказать наметанному глазу райтера о районе города автора той или иной работы.
Другие райтеры предпочитали создавать свой собственный стиль, давая им тщательно продуманные имена. Если Super Kool 223 создавал свой кусок как новую форму граффити, то Phase II сломал рамки формы (ограничивающие ее для других стилей) своими «bubble letters» (которые он называл «softie letters»(мягкие буквы)) и другими как «Phasemagorical phantastic» (со звездами), «bubble cloud» (с облаками) и т.д.

Phase II говорит в своей постоянной колонке в «Guide to Reality»:
«Для нас это было спортом, со своими правилами и уставом, где все регулировалось теми, кто умел создавать и вносить новое» (Phase II).

Началась т.н. ‘style war’ — война стилей среди райтеров, это был период времени взбудораживший мир граффити, это было жестокое соревнование, поток идей в стремительно развивающуюся граффити сцену. Райтеры были очень критичны к каждой чужой работе. Оригинальность, движение букв, техника спреинга, четкость контуров и использование деталей — неотъемлемые части при создании «burner» («зажигающего» куска).
Стили и техники используемые райтерами включали wildstyle (дикий стиль — почти нечитаемый стиль с переплетающимися буквами и с определенным направлением), 3D, fading (плавно меняющиеся цвета), сломанные буквы, готические и компьютерные (Kase 2) шрифты и новые модификации старых стилей , как например 3-D с тенями. wildstyle — был зачастую неразборчив для людей далеких от граффити. Это прибавляло интерес к граффити. Dondi, один из первых райтеров, говорит что он использует wildstyle когда пишет для других райтеров, когда он пишет на публику то использует прямые буквы (Chalfant & Cooper 70-71).

Оригинальные идеи всегда были целью райтеров, никто не хотел прославлять себя «biting» (художественным плагиатом). Между райтерами случались конфликты, когда один обвинял другого в плагиате. Райтеры также намеренно делали свои работы поверх чужих, что являлось актом презрения в граффити сообществе. Это часто приводило к стычкам между райтрами и командами. Райтеры ложили свои работы поверх других по нескольким причинам: призыв к соревнованию, ограниченное пространство для работы, месть за другие деяния или за то что этот райтер настучал на другого. Имеющий позорную известность Cap, представленный в документальном фильме Style Wars, был хорошо известен тем, что делал свои работы поверх чужих, лишь ради собственного удовольствия. Lee, сказал о нем: «одно время я подозревал, что cap работает на правительство, которое запланировало убить все работы» (Rock. A. Party 41).

Большинство новичков часто хотят получить признание у более известных и продвинутых райтеров, от которых они учатся всем аспектам граффити — от райтинга в депо до создания собственного стиля. Взаимоотношения учитель/ученик довольно обычны в мире граффити. Для новичка «лучший способ чему либо научится изучить ключевые аспекты всей истории искусства граффити, от простого к сложному» (Chalfant & Cooper 32). Зачинатели граффити, такие как Taki 183, Phase II, Stayhigh 149, Blade, Seen, Lee, Bama, Kase 2 и другие чтимы и уважаемы среди современных райтеров, и выглядят в их глазах иногда даже несколько мифически. «Истории о них, их сверстниках, и их достижениях составляют основу граффити фольклера» (Chalfant & Cooper 17).

Слава

Слава может прийти к райтеру несколькими путями — райтер может получить широкую известность с помощью средств массовой информации (интервью, фотографии в газетах, работы в клипах и т.д.). Taki 183 был первым, кто достиг славы таким путем. Райтеры, которые достигли славы называются Королями. Они могут быть ‘King of Style’; ‘King of the Insides’; ‘King of the Line’ и др. Слава все время меняется, меняется соответственно и король. IN, который прошелся по всему городу бомбя в подземке, был провозглашен некоторыми райтерами, как ‘King of Everything’. Хотя стиль, цвет, размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом месте. Как объясняет Tracy 168:

«Стиль ничего не значит, если вы не рисуете на стене. Если люди не видят ваши работы, как они узнают есть ли у вас стиль?» (Castleman 20).

1970-е годы были выдающимися для граффити в плане бомбинга — это были годы изобретений. Это были годы, когда начиналась история граффити и ее развитие до наших дней.


Опубликовано: 29.08.2009




© Копирование материала разрешено только с указанием активной ссылки на Readmas.ru


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:



Подписка на новости: